Мир (не) за горами? Эксперты об армяно-азербайджанском урегулировании
В последнее время много говорится о перспективах скорого заключения армяно-азербайджанского мирного договора. Интересно, какими должны быть приоритеты этого документа международного значения в случае его подписания? Например, реально ли сделать так, чтобы в нем оказались урегулированы политические вопросы между сторонами, и было гарантировано предотвращение возобновления конфликта?
Например, с армянской стороны была информация, что Ереван и Баку уже согласовали три основных принципа для подписания мира - это признание территориальной целостности, вопрос делимитации и демаркации границ и открытие региональных коммуникаций.
Вообще-то, как уже неоднократно говорилось, в международном праве нет четких рамок межгосударственных договоров, и стороны по обоюдному согласию могут сами определять круг вопросов, охватываемых соглашением.
В последнее время распространилось также мнение, что между Азербайджаном и Арменией, скорее всего, будет сначала подписан рамочный мирный договор, который зафиксирует прекращение вооруженного конфликта. В нем стороны взаимно признают территориальную целостность друг друга, возьмут обязательства не предъявлять друг другу территориальных претензий и решать все вопросы мирным путем, согласуют принципы делимитации и демаркации границы по определенным картам, объявят о восстановлении транспортных коммуникаций, гарантиях безопасности перевозок через территории друг друга.
Напомним, еще в 2022 году Азербайджан назвал пять основных принципов нормализации отношений с Арменией:
- взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга;
- взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем;
- воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН;
- делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;
- открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
Итак, каким, скорее всего, будет содержание потенциального мирного договора между Баку и Ереваном? Как быстро он может быть заключен? Велики ли шансы, что это случится в обозримом будущем? Какие обстоятельства могут воспрепятствовать этому долгожданному событию?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные иностранные комментаторы.
Политический обозреватель из Казахстана Газиз Абишев отмечает, что, безусловно, окончательный мирный договор выгоден Азербайджану, который на самом деле не претендует на земли Армении.
«Окончательный мирный договор подорвет перспективы Армении в будущем (в случае изменения баланса сил) предъявить претензии Азербайджану. Так или иначе, при нынешнем раскладе сил у Азербайджана есть необходимые и достаточные условия для заключения договора:
- взаимное признание полного суверенитета и территориальной целостности в советских административных границах, то есть с Карабахом в составе Азербайджана;
- договор о признании границ, с признанием этих границ третьими сторонами - Россией, Турцией и другими;
- договор об отсутствии претензий по итогам боевых действий;
- договор об ограничении вооружений в приграничных зонах», - изложил свое видение эксперт.
Наш собеседник подчеркнул, что сегодня преимущество на стороне Азербайджана.
«Нужно дожимать сейчас, требуя полной процедуры - подписания и ратификации», - сказал Абишев.
Директор Центра политико-правовых исследований (Бишкек) Тамерлан Ибраимов назвал совершенно правильным замечание о том, что международное право не диктует каких-либо жестких требований для договоров.
«Договаривающиеся стороны исходят из целого ряда внешних и внутренних факторов, которые и обуславливают содержание таких соглашений. Поэтому, что конкретно будет в финальном варианте мирного договора между Азербайджаном и Арменией сложно сказать наверняка, а можно только предполагать», - говорит он.
Тем не менее, исходя из того, что вопрос суверенитета является для обеих сторон принципиальным, можно полагать, что взаимное признание суверенитета над своими территориями обязательно будет включено в этот текст, предположил Ибраимов.
«Кроме того, вопрос об отказе от взаимных территориальных претензий в будущем также будет включен в договор. Это принципиально для обеих стран, так как создает юридические гарантии для неповторения вооруженных конфликтов в будущем.
Все остальные вопросы – гуманитарного характера, вопросы коммуникаций, гражданства и т.п. также являются важными, но достижение по ним соглашений может быть включено в мирный договор, а может быть и отложено для дальнейших переговоров», - допускает кыргызский эксперт.
Как напомнил в свою очередь директор киевского Института мировой политики Евген Магда, говорят, что «компромисс – это когда недовольны обе стороны».
«Я думаю, эта формула должна работать и для мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Потому что в нынешней ситуации, если кто-то станет излишне тянуть одеяло на себя, подписание итогового документа будет постоянно откладываться.
Азербайджану удалось восстановить свою территориальную целостность, вернув контроль над Карабахом, и ему, скорее всего, придется думать о возможности возвращения туда армянского населения, по крайней мере, в символической части. Я думаю, что это тоже может стать элементом политического соглашения. Но именно политического. Нельзя заставить людей возвратиться даже на землю предков, если они не будут чувствовать себя там в безопасности», - говорит директор института.
По его мнению, «политический договор между Арменией и Азербайджаном хочет сорвать Россия».
«Потому что там понимают, что договоренность между Баку и Ереваном будет означать ослабление Москвы и ее позиций на Южном Кавказе с последующим возможным уходом россиян из Грузии. И парламентские выборы, которые пройдут в 2024 году в Грузии, станут триггером этого процесса.
Досрочные президентские выборы, которые пройдут в Азербайджане, тоже интересны в том плане, что господину Алиеву нужен этот мирный договор как аргумент, как еще одно свидетельство его победы, того, что он продолжил дело Гейдара Алиева, и по праву будет находиться у президентского штурвала в новую каденцию.
Я не знаю, насколько согласованными будут действия Евросоюза и Соединенных Штатов в деле продвижения своих интересов и защиты интересов, соответственно, Азербайджана и Армении на Южном Кавказе. И давайте мы не будем ждать от политического договора слишком многого. Это будет символ прекращения боевых действий, которому предшествовал, например, недавний жест доброй воли по обмену военнослужащими. Это взаимная уступка на международном уровне. Жест, от которого будет зависеть стабильность, в том числе Каспийского региона. И это, я думаю, достаточно четко понимают и в Вашингтоне, и в других столицах Запада», - заключил Магда.