«С опозданием, но руководство Армении осознало свои возможности» Икбаль Дюрре на Caliber.Az
Блиц-интервью Caliber.Az с турецким политологом, кандидатом исторических наук, экспертом по Ближнему Востоку, доцентом кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Икбалем Дюрре.
— Господин Дюрре, как вы расцениваете начавшийся процесс делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном? Повышает ли этот шаг вероятность подписания мирного соглашения?
— Конечно же, я положительно оцениваю начавшийся процесс, и, естественно, это значительно повышает вероятность подписания мирного соглашения.
— Считаете, предстоящая встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Алматы будет результативной для нормализации отношений между Баку и Ереваном?
— В целом я бы хотел обратить внимание вот на что. Как известно, в политике амбиции, конечно же, важны и, возможно, даже нужны, но есть вторая составляющая, которая намного важнее. Имею в виду объективную оценку своих возможностей, а также возможностей и интересов своих союзников. Понимание этих аспектов уменьшает вероятность конфронтации. Мне кажется, что с небольшим опозданием, но все же руководители Армении это осознали. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Исходя из этого, как мне кажется, все стороны конфликта заинтересованы в том, чтобы мир наступил окончательно. Я имею в виду не только Баку и Ереван, но в том числе Москву, Анкару и Тегеран. Именно поэтому, думаю, переговоры в Алматы пройдут в конструктивном формате.
— Возможны ли подвижки между Арменией и Турцией в ближайшей перспективе?
— В вопросе урегулирования турецко-армянских отношений всё зависит от того, как и когда будут решены вопросы между Азербайджаном и Арменией и подписано мирное соглашение. Других проблем я не вижу. Так как по последним заявлениям руководителей Турции и Армении видно, что стороны готовы оставить исторические обиды в стороне и действовать, исходя из существующих реалий и интересов. Поэтому, как только будет подписано мирное соглашение между Баку и Ереваном, турецко-армянская граница откроется, а существующие ограничения снимутся.
— Вы допускаете разворот Армении на Запад в среднесрочной перспективе?
— Ответ на этот вопрос тесно связан с тем, как и когда завершится конфликт в Украине.
— Полагаете, Москве удастся удержать Армению в орбите своего влияния?
— Все зависит от ситуации в Украине. Если будет победа в том виде, как Москва это видит, то да, думаю, сможет. Если нет, то не сможет. Я уверен в том, что в конце концов Россия победит. Но вопрос — когда? Дело в том, что время идет, а народ Армении, обратите внимание, я не говорю про руководство, а именно армянское население, с каждым днем больше и больше ментально отстраняется от России, и это проблема.
— Насколько вероятна полномасштабная война Ближнем Востоке с подключением в нее Ирана?
— Исходя из последних событий между Ираном и Израилем, можно сделать выводы о том, что никто не заинтересован в большой войне, но, так как ни один вопрос не решен, исключить ее тоже никто не может. По ситуации в Газе мы видим, что действия Израиля несоразмерны с террористической атакой ХАМАС, чтобы их назвать просто ответом или наказанием ХАМАС. Нет. То, что происходит в секторе Газа, — это нечто большее, и, видимо, Израиль не остановится, пока не добьется своего, несмотря на гибель мирных людей. Но обеспечит ли успех Израиля стабильность в регионе? Вот в чем вопрос. Думаю, нет. Еще не нужно забывать, что в глобальном плане вся эта ситуация и в целом всё, что происходит на Ближнем Востоке, связано с противостоянием великих держав, с контролем транзитных путей и т. д. Так что конфликтный потенциал, в том числе и с опасностью распространения войны, будет появляться в обозримом будущем.