Армения пугает мир риском новой войны с Азербайджаном Экспертные мнения на Caliber.Az
На данном этапе Азербайджан не заинтересован в заключении мирного договора с Арменией. Об этом на днях заявила российским СМИ некий армянский эксперт по Азербайджану Татевик Айрапетян, делясь своим прогнозом относительно возможности подписания соглашения между Ереваном и Баку в текущем году.
По словам Айрапетян, Баку видит, что затягивание времени с заключением мирного договора, когда ситуация «на земле» постоянно меняется, позволяет ставить перед Ереваном свои условия. Она утверждает, что Еревану не удается добиться даже минимальных условий, связанных с территориальной целостностью и неприкосновенностью границ. Мало того, по ее словам, «Азербайджан в своем стремлении решить проблему Зангезурского коридора военными средствами не пошел на это исключительно из опасений, вызванных возможной реакцией со стороны Ирана, который ранее неоднократно выступал с предупреждениями в адрес Баку». После чего вновь возвращается к «возможности возобновления военных действий со стороны Баку против Армении».
«Сам переговорный процесс говорит о наличии такой опасности. Если иметь в виду, что премьер-министр Армении Никол Пашинян многие жизненно важные территории Армении признал частью территории Азербайджана, то следует ожидать, что Баку пойдет до конца в целях достижения поставленной цели, и эту возможность для него открыл сам глава армянского правительства, не получив при этом абсолютно ничего для Республики Армения. В реальности, риск возобновления военных действий очень большой. Для предупреждения подобного развития событий необходимо провести очень умную дипломатическую работу, чтобы не допустить карабахского сценария, который произошел, в том числе, благодаря некоторому международному консенсусу. А это говорит о том, что армянская сторона не ведет никакой дипломатической работы в целях исключения этого консенсуса», — делает свой вывод Айрапетян.
Ясно одно – чем больше будет в Армении экспертов наподобие Айрапетян, не позволяющих себе даже на секунду допустить мысль, что Азербайджан способен на мирное сосуществование с Арменией, тем хуже перспективы мирного процесса между нашими государствами, не говоря уже об ожиданиях скорого заключения мирного соглашения. Как же преодолеть эти странные настроения в армянском обществе? Ведь они еще и подпитываются такими политологами как Айрапетян. И их немало. Они выступают в СМИ в ежедневном режиме. Отвечают ли их действия национальным интересам самой Армении?
Своим мнением на эту тему поделились с Caliber.Аz известные иностранные обозреватели.
Глава Академии международных отношений, генеральный директор Фонда развития грузино-азербайджанских связей Симон Копадзе первым делом заявил, что не знает, в какой отрасли Айрапетян считается экспертом.
«Но при оценке реалий, которые существуют сейчас между Баку и Ереваном (когда «арцах» объявил о самоликвидации) говорить, что Азербайджан выступал в какой-то из моментов «агрессором» – это вообще нонсенс. О какой агрессии может идти речь - непонятно, потому что право государств на территориальную целостность никто не отменял и мировое право считает, что произошла деоккупация исконных территорий Азербайджана. Это был акт освобождения. И ни одно уважающее себя СМИ в мире не позволило себе заявить, что Азербайджан хотя бы что-то нарушил. Ни права человека, ни Венскую конвенцию о военнопленных. Если бы был хоть один такой подтвержденный случай, вой поднялся бы на весь мир. То есть, не было ни одного факта, чтобы кто-то хоть как-то ущемил права карабахских армян даже в момент, когда они решили покинуть территорию Азербайджана», - отметил грузинский аналитик.
Так что очень трудно понять, чем оперирует в своих выкладках Татевик Айрапетян, говорит Копадзе.
«Очень сложно комментировать выводы таких лже-экспертов. Потому что мир нужен Азербайджану однозначно, и он заинтересован в продолжении мирных переговоров. Баку хочет урегулировать с Арменией вопрос границ, добиться взаимного признания территориальной целостности. Это и в интересах Армении тоже. Не исключено, что Айрапетян работает на внешние силы, не заинтересованные в достижении настоящего мира между двумя соседними странами», - допустил Копадзе.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН (Москва) Станислав Притчин отметил в свою очередь, что сейчас ситуация с переговорным процессом достаточно интересная.
«С одной стороны, мы видим, что для сторон посредники неравнозначно приемлемы. То есть, Евросоюз вообще пропадает как формат, потому что Шарль Мишель уходит, а он единственный человек, который имел более-менее сбалансированную внешнюю позицию. В отношении США у Азербайджана есть определенные вопросы. В отношении РФ - Армения не готова подключаться к такому формату. Поэтому сейчас фактически остается только один путь - прямой переговорный процесс между Баку и Ереваном», - констатирует наш собеседник.
Прямые двусторонние переговоры максимально эффективны, потому что никто из внешних игроков не подключается и не продвигает свои какие-то интересы, но при этом сложнее договариваться, потому что нет опять же внешнего игрока, который бы пытался какие-то острые углы сгладить и найти какие-то более компромиссные варианты, которые не видны в двустороннем формате, говорит Притчин.
«Ну, и при этом несмотря на то, что в целом количество вопросов, которые нужно сейчас согласовывать, снизилось (карабахский кейс вообще перестал быть частью переговорного процесса), все равно остается ряд моментов, по которым есть сложности. Это те же анклавы, та же граница, это тот же режим пересечения армянской территории в рамках Зангезурского коридора. Поэтому здесь, при том, что в принципе отступать уже некуда и нужно подписывать мирный договор, чтобы открывать границы, всё равно есть ряд подводных камней, которые не позволяют рассчитывать на то, что это будет легкий путь и быстро решится вопрос с урегулированием всей насущной повестки нормализации армяно-азербайджанских отношений. То есть, здесь дело не в том даже, что армянское общество не готово к миру, а в том, что есть целый комплекс вопросов, которые нужно решать, и которые имеют очень чувствительный характер для всех сторон», - считает Притчин.