Сороса гонят и из Центральной Азии Касенов и Муталиев на Caliber.Az
Похоже, печально известный Фонд Сороса утрачивает свое влияние в Центральной Азии. Так, 16 апреля стало известно, что Фонд «Сорос-Кыргызстан» прекращает свою деятельность в республике в связи с принятием закона о некоммерческих организациях. «Фонды «Открытое общество» прекращают деятельность своего национального фонда «Сорос-Кыргызстан» в связи с принятием нового закона, который устанавливает несоразмерные и излишние ограничения на деятельность местных организаций, финансируемых международным сообществом», — говорится в заявлении Фонда Сороса. В то же время статус фонда уже не первый год подвергается жесткой реорганизации в странах ЦА: например, в прошлом году значительную трансформацию пережил Фонд «Сорос-Казахстан». У фонда изменились учредители, вместо иностранных — местные попечители, а спектр деятельности и коллектив Фонда «Сорос-Казахстан» был значительно сокращен.
Напомним, что Фонд Сороса также осуществлял деятельность и в нашей стране. Институт «Открытое общество — Азербайджан» действовал в Баку с 1997 года. Однако в 2010 году деятельность представительства фонда была ограничена, а в декабре 2014 года офис Института «Открытое общество» в Баку закрылся. Примечательно, но фонд также прекратил деятельность и на родине самого Сороса — в Венгрии — вследствие неоднозначного отношения к нему со стороны премьера Орбана.
Почему страны Центральной Азии ограничивают на своей территории деятельность Фонда Сороса? На этот вопрос Caliber.Az ответили казахстанский и кыргызский политологи.
Руководитель исследовательского центра A+Analytics (Казахстан) Фархад Касенов отмечает, что серьезная реорганизация Фонда «Сорос-Казахстан» вызвала неоднозначную реакции в стране. Ведь структура даже распрощалась со своим названием.
«Высказывались мнения, что такие изменения — это очень хорошо, потому что Фонд ведет негативную работу, воспитывая так называемых «соросят», которые могут даже организовывать цветные революции. С другой стороны, таким поворотом были недовольны представители гражданского общества, которые в своей работе получали активную поддержку фонда.
Между тем обновленный Фонд, который после ребрендинга известен как CAPS Unlock — Central Asian Policy Studies, нарастил работу в новых направлениях. В этом отношении CAPS Unlock выбрал в качестве своей деятельности некую осторожную модель: после трансформации заметная часть былого негатива была устранена, организация усилила аналитическую работу, для этого, в частности, были приглашены соответствующие специалисты.
На мой взгляд, новое направление в области экспертной, аналитической деятельности достаточно полезно для нашей страны, с таким потенциалом можно выстраивать полезные коммуникации с западным экспертным сообществом. К сожалению, мы испытываем с этим проблемы — западные эксперты, общественные деятели, политики, политологи зачастую мало знают о Казахстане, о Центральной Азии и находятся в плену каких-то стереотипов, догм — все это происходит из-за недостатка информации. Так что сейчас новой организацией развивается работа в этом новом направлении, мне кажется, такой курс взят верно — таким образом, голос Казахстана будет лучше услышан за рубежом.
Тем не менее, нельзя точно утверждать, что будет завтра, программа и задачи этой организации могут и измениться», — заметил Ф. Касенов.
По мнению политолога Умара Муталиева (Бишкек), заметное давление, оказываемое на Фонд «Сорос-Кыргызстан» со стороны официальных госструктур, имеет свою объективную базу.
«Для начала хочу отметить, что понимаю и поддерживаю решения властей о том, что сфера финансирования НПО должна быть крайне прозрачной. Это будет способствовать ликвидации рисков политической нестабильности в стране. К сожалению, мнение о том, что Фонд Сороса нередко вовлечен в формирование некой негативной, протестной среды, имеет под собой основу. Не секрет, что такие прецеденты имеют место в других странах. А в Кыргызстане в последнее время такие риски также возросли.
Важный момент состоит в том, что сейчас на фоне острого противостояния Запада и России вопросы с неоднозначной миссией соросовцев в постсоветских странах особенно активизировались. Вполне понятно, что Фонд Сороса в этом смысле может быть для Запада неким элементом искушения — стать инструментом общественного влияния в стране. Благо эти организации осуществляют массу различных программ, имеют возможность максимально плотно коммуницировать с населением, участвовать в формировании неких точек зрения на те или иные процессы в обществе — такая вероятность, безусловно, есть.
С другой стороны, работа соросовцев в ЦА вызывает беспокойство и в Москве, так что Бишкек вынужден прислушиваться и к мнению своего северного соседа — нельзя сбрасывать со счетов и этот фактор», — резюмировал Умар Муталиев.