ОДКБ: внутренние войны и будущее военного блока Сабитов и Муллоджанов на Caliber.Az
Сделанное несколько лет назад предложение о разработке механизма действий в случае нападения одной страны-участницы ОДКБ на другую уже неактуально, в этом нет необходимости. Об этом генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов заявил News.ru.
«Предложение главы Кыргызстана Садыра Жапарова пришлось на период обострения приграничной обстановки на кыргызско-таджикской границе. Оно продемонстрировало высокую степень обеспокоенности кыргызского лидера ситуацией в регионе. Такая инициатива была вполне оправдана, учитывая сложности разрешения приграничного спора между двумя государствами», – сказал И. Тасмагамбетов. Но, по его словам, позже воля политического руководства двух стран – Кыргызстана и Таджикистана – позволила не только начать и успешно вести делимитацию госграницы, но и найти политическое решение проблемы. Поэтому необходимость в подготовке документа о действиях в подобных случаях фактически отпала, отметил он.
Также, считает Тасмагамбетов, подобное развитие ситуации, как нападение одной страны-участницы на другую, в целом крайне маловероятно. Ведь государства – члены ОДКБ в своих отношениях строго следуют уставу организации, прямо запрещающему агрессивные действия в отношении друг друга.
Что касается возможности расширения ОДКБ, генсек организации отметил, что геополитическая ситуация в Евразии в настоящее время отличается нестабильностью. «Она может складываться таким образом, что отдельные страны захотят заручиться поддержкой сильных союзников и получить возможность использовать их политико-дипломатический, а в случае необходимости и военный потенциал для защиты своих национальных интересов», – отметил он.
Интересно, насколько высока вероятность войн между странами-членами ОДКБ в нынешней весьма неспокойной обстановке в мире? Если произойдет такое, не обернется ли это развалом данного военного блока?
Своим мнением на этот счет поделились с Caliber.Аz иностранные эксперты.
Казахстанский политолог, ученый Жаксылык Сабитов заявил, что, по его мнению, такая же ситуация, как между Кыргызстаном и Таджикистаном, когда два члена блока ОДКБ воевали между собой, уже, после определенных событий, вряд ли повторится.
«Потому что России, которая является лидером ОДКБ, такие действия не понравились, поскольку это могло представить дело так, что символически ОДКБ – это аморфная организация, которая не имеет каких-то единых целей и какие-то ее части могут даже конфликтовать между собой. Поэтому, я думаю, Россия предпримет все усилия для того, чтобы члены ОДКБ между собой не воевали. Потому что для Москвы это вопрос сохранения политического престижа, либо «лица», условно говоря. Ведь если такое повторится еще раз, это покажет, что и на самом деле эта организация ничего не стоит. Такая внутренняя конфликтность является неприемлемой, показателем слабости организации. Мне кажется, Россия будет делать всё, думаю, будет разработан соответствующий протокол, и в случае новой войны между членами ОДКБ Москва станет нажимать на них политически, экономически и другими способами, чтобы немедленно прекратить ее», - говорит ученый.
Он также не думает, что может случиться развал этого военного союза в ближайшее время, потому что Россия не заинтересована в этом.
«А, например, Казахстан не заинтересован в плохих отношениях с РФ, как и другие государства, входящие в ОДКБ, за редким исключением. Поэтому, я думаю, организация продолжит существовать, хоть она и носит во многом «бумажный» характер. То есть, в реальности она не так уж и сильно работает», - отметил Сабитов.
Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов считает, что заявление Имангали Тасмагамбетова отражает традиционную позицию ОДКБ (прежде всего, Российской Федерации, как основного игрока в блоке) относительно миссии и задач этого военно-политического союза.
«ОДКБ изначально создавалась как ответ на внешние угрозы, под которыми в настоящее время понимается именно Запад и в меньшей степени исламские экстремисты. С этой точки зрения ОДКБ всегда отказывалась вмешиваться в разрешение межгосударственных конфликтов и разногласий между своими государствами-членами. Предполагалось, что для этого существуют другие механизмы, такие как переговоры в рамках структур СНГ и МИД, посреднические усилия стран-соседей и так далее. То же самое касается и конфликтов внутри государств — членов СНГ; в рамках и уставе ОДКБ эти функции даже не были прописаны. Только в январе 2022 года было сделано исключение в отношении Казахстана, когда в связи с массовыми протестами Москва ввела свои спецподразделения в эту страну под эгидой ОДКБ. Чуть позже были сделаны дополнения в устав организации об оказании помощи государствам-участникам для поддержания внутренней стабильности. В то же время, судя по всему, руководство ОДКБ до сих пор продолжает придерживаться своей прежней позиции относительно невмешательства в конфликты между странами-участницами», — говорит Муллоджанов.
По его мнению, в ближайшее время вооруженные конфликты между странами — участниками ОДКБ действительно представляются маловероятными.
«Возможно, за исключением приграничного конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном, хотя в течение прошедшего года обе стороны неоднократно и с большим оптимизмом заявляли о положительной динамике в переговорном процессе. В отношении же других стран каких-то неразрешимых конфликтов или открытого столкновения интересов не наблюдается. Другими словами, между странами-участницами не существует на настоящий момент проблем, которые невозможно было бы урегулировать дипломатическими средствами.
В СМИ иногда проходят спекулятивные публикации относительно возможной конфронтации между Россией и Казахстаном — в первую очередь, из-за серии жестких антиказахстанских заявлений, которые позволял себе ряд российских пропагандистов и депутатов Думы. В этом случае конфликт между этими двумя странами действительно имел бы все шансы привести ОДКБ к масштабному внутреннему кризису — вплоть до развала. Однако на сегодняшний день, как я уже сказал выше, такой конфликт остается предметом достаточно абстрактных спекуляций», — полагает таджикский аналитик.