Аэропорт вне назначения Очередная авантюра неугомонного варчапета
«Регулярные авиарейсы по направлению Ереван-Капан (Гафан – Ред.) будут запущены на следующей неделе», - возвестил премьер-министр РА Никол Пашинян. «Сегодня мы зафиксировали, что готовы выполнять регулярные авиарейсы. 19 августа по случаю Дня Капана состоится представительский рейс, после которого со следующей недели будут регулярные рейсы», - написал премьер.
Разговоры о том, что из Еревана в приграничный с Азербайджаном город Гафан будут осуществляться регулярные рейсы, ходят в «стране камней» давно. В частности, еще в апреле этого года пассажирский самолет чешского производства, рассчитанный на 19 пассажиров, совершил пробный авиарейс из Еревана в аэропорт Гафана. Однако тогда министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян сообщил, что «в ходе испытательного полета возникли определенные проблемы». И вот на этой неделе, после поездки в Зангезур, Пашинян вновь актуализировал вопрос запуска регулярных авиарейсов из Еревана в Гафан. Впрочем, хотеть не значит делать. У этой затеи армянского правительства действительно имеются «определенные проблемы».
Дело в том, что строительство аэропорта в нескольких десятках метров от границы другого государства, с которым Армения не имеет мирного соглашения, это нонсенс. С азербайджанских позиций можно рассмотреть даже то, что происходит внутри этого аэропорта. Поэтому-то до сих пор в Армении несколько раз перекладывалось открытие аэропорта «из-за ситуации безопасности».
С другой стороны, приземляющиеся и взлетающие самолеты с Гафанского аэропорта неизбежно будут нарушать воздушное пространство Азербайджана. А тут уже вступает в силу статья 6 Закона Азербайджанской Республики «Об авиации», согласно которой воздушное судно, пересекшее государственную границу АР без разрешения, нарушившее правила пролетов над государственной границей АР и совершившие иные нарушения порядка использования воздушного пространства АР, признается судном-нарушителем. Данные воздушные суда могут быть подвергнуты принудительной посадке по требованию соответствующего органа исполнительной власти.
Кто-то может возразить нам: позвольте, как тогда вы объясните тот факт, что самолеты азербайджанского национального авиаперевозчика выполняют регулярные рейсы из Баку в Нахчыван через воздушное пространство Армении? Действительно, выполняют. Но в данном случае имеется согласованность по маршрутным сборам международной организации «Евроконтроль». В случае же с аэропортом Гафана никаких договоренностей с Азербайджаном нет. То есть, Ереван не обращался к Баку с соответствующей просьбой, и Баку, соответственно, разрешения не давал. Почувствовали разницу?
Кроме того, есть серьезные основания предполагать, что под видом «гражданского» Армения попытается использовать данный аэропорт для военных целей, а это уже прямая угроза безопасности приграничных районов Азербайджана, в частности, Зангилана, чего наша страна допустить никак не может, учитывая, что туда уже возвращается мирное азербайджанское население. Кстати, о Зангилане. Когда Азербайджан строил Зангиланский аэропорт, то он выбрал локацию на значительном удалении от границы, учел возможную силу ветра, которая может оказать влияние на маршрут следования, и тем самым исключил риски залета самолетов на территорию Армении.
Вне всякого сомнения, такие провокационные шаги Армении, как открытие Гафанского аэропорта, не останутся без ответа. Азербайджан не допустит нарушения собственного воздушного пространства, а потому Гафанский аэропорт постигнет судьба Ходжалинского – он останется музейным экспонатом.