Такой Старый Новый год Размышления Эмина Галалы
Вы когда-нибудь пытались объяснить не знакомому с традициями постсоветского пространства человеку, что такое Старый Новый год? Лучше не пытайтесь. Доходчиво изложить суть различий в летоисчислении в странах, где Рождество отмечают по юлианскому календарю, непросто. И хотя многие будут удивлены тому, что празднуют Старый Новый и в Сербии, и в Черногории, и в немецких кантонах Швейцарии и даже в, казалось бы, не слишком рождественских Алжире, Марокко и Тунисе (в силу берберского влияния), для нас этот день все равно дань постсоветской традиции и повод собраться за столом.
Но даже если оставить перипетии календарного характера, каждый Новый год - это и продолжение года ушедшего. Как в глобальном, так и в личном плане. И если индивидуальные особенности мы оставим индивидуумам, то взглянуть на глобальную палитру будет небезынтересно.
2024 получил от предшественника сложное наследие. Можно спорить, что и предыдущим повезло ненамного больше, но самые последние впечатления всегда самые яркие. 2023 оставил году наступившему не самые приятные подарочки под елочкой. Ставший ужасающе обыденным конфликт (попросту война) в Украине воспринимается как нечто константное. Такое впечатление, что ничего особенного вроде и не происходит. Если бы!
Трагедия в Газе, спровоцированная варварской атакой на Израиль в октябре прошлого года, по всей видимости, полностью истощила способности остальной части мира чему-бы то ни было поражаться. Мы пробили дно допустимого порога вселенской боли. Пережившие страшную трагедию израильтяне не осознают масштабы трагедии, в которую выливается их толкование права на самооборону.
Остается только сочувствовать американским партнерам, которые мечутся (и мучаются) в попытке нащупать вожделенный баланс между поддержкой традиционных партнеров в Израиле и необходимостью иметь дело с растущим недовольством западных обывателей, которые медленно, но верно приходят к выводу, что должны быть какие-то пределы. Впрочем, пределы должны были быть у обеих сторон. Не оказалось ни у одной. А в предвыборной Америке цена за ошибку при прохождении такого тернистого пути – кресло хозяина Белого дома.
Хотя американцам не впервой самим себя ставить в сложное положение, как в глобальных, так и в локальных вопросах. Про глобальные знают все, а вот про локальные…Я готов поставить солидную сумму на то, что не один и не два американских дипломата отреагировали в конце прошлого года на сложные пассы американского Госдепа в отношениях с Азербайджаном фразами типа «это что было вообще?». Сначала странный, необъяснимый наезд в ритме песни «Things will never be the same again» (типа «как прежде уже не будет», или, еще короче, «приехали, пацаны»). И сразу после этого целенаправленные усилия на устранение возникшей напряженности.
Ну, а чтобы совсем не скучно было, Госдеп США нашел в Азербайджане причины для обеспокоенности в вопросе религиозных свобод. Все верно. Есть причины. Сколько раз просили официальный Баку не сжигать иноверцев, устранить практику забивания камнями отступников, перестать сажать без суда и следствия слуг господних. Так нет же! Еще и шариатский суд ввели. Средневековье! А? Что? Я путаю? Ничего такого или даже отдаленно на это похожего в Азербайджане нет? Точно нет? Тогда что ж ему (Госдепу) надо? Мы не знаем? Ок, но знает ли сам Госдеп, зачем нужна была эта странная движуха в одной из самых толерантных мусульманских стран мира? Вопрос риторический. И теоретический. И даже патетический!
Кстати, о скуке. Интернет все-таки хорош в ее предотвращении. Вот, например, попалась мне на глаза история сымитировавшего свою смерть Николаса Росси. Сей американский гражданин был арестован в Шотландии в конце прошлого года и уже отправлен в США, где предстанет перед судом по обвинению в сексуальном насилии. Пикантности истории добавляет то, что настоящая фамилия Николаса – Алахвердиян. Примечательнейшая личность. И коль уж мы заговорили о судах, как забыть о «большом друге» азербайджанского народа сенаторе Сенендесе. Сорри, Бизимдесе. Вернее, Менендесе. Боб Менендес обличал Азербайджан не покладая рук. А потом сел в лужу. Да еще какую. Я как-то заглянул на его социальную страничку. Он по-прежнему что-то изрекает на злобу дня, делая вид, что ничего не случилось. Отвечает хор взбешенных избирателей, суммарную реакцию которых можно выразить фразой «Боб, хочешь в лоб?». Это я еще смягчаю акценты.
Очень хочется надеяться, что наступит день, когда события, в которых «отличились» наши соседи, со временем перестанут вызывать у нас ажиотажный интерес. Это в первую очередь зависит от самих соседей и процесса нормализации (насколько возможно) отношений. Азербайджан к этому готов. Готовы ли армяне? Честно говоря, не знаю. Они часто действуют по принципу «шаг вперед, два назад». Но будем надеяться, что армянского Тяни-Толкая удастся убедить выбрать дорогу здравого смысла.
2023-й подарил нам наш флаг над Ханкенди и официальное погребение «арцахской» химеры. Космический масштаб свершенного мы осознали не полностью, но это даже неплохо – чтобы без головокружения от успехов. Страна продолжает восстанавливать освобожденную землю, куда возвращаются исконные хозяева и сама жизнь. Война военная сменилась битвой созидательной.
Плюс ответственнейшим дипломатическим и тематическим сражением. Азербайджан примет Конференцию ООН по изменению климата. Ущипните меня! Хотя нет, не надо. Ведь нас больше не надо щипать в преддверии Формулы-1. Нас не удивить какими-бы то ни было масштабными форумами и конференциями. И СОР пройдет на уровне, и Всемирный форум по городам в 2026 году тоже будет что надо.
Откуда такая уверенность? А оттуда же. От флага над Ханкенди, от того, как реагируют на название нашей страны в самых разных уголках мира, от темпов восстановления убитой соседями земли. И пусть мы не можем забывать о проблемах, в будущее мы смотрим с уверенностью.
С наступающим Старым Новым!