Штурм посольства = смерть дипломатического иммунитета Обзор Лиманского
В Эквадоре полиция штурмовала посольство Мексики, чтобы арестовать подозреваемого в коррупции бывшего вице-президента. А так можно было?
Инцидент вызвал грандиозный международный скандал, в Мексике и в некоторых других странах уже заявили о разрыве дипломатических отношений с Кито. А как это повлияет на расстановку политических сил в Латинской Америке? И может ли штурм посольства стать прецедентом «новых правил» в международном праве?
«Дипломатический» штурм
5 апреля эквадорские полицейские ворвались в посольство Мексики в Кито. Вооруженные спецназовцы перелезли через ограду и взломали ворота, после чего напали на охрану дипломатического представительства. Агенты полиции ударили главу мексиканской дипмиссии Роберто Кансеко, пытавшегося не допустить незаконного вторжения, и повалили его на землю. Еще несколько дипломатов получили травмы. После чего силовики захватили урывавшегося на территории посольства бывшего вице-президента Эквадора Хорхе Гласа, получившего за несколько часов до этого политическое убежище от мексиканского правительства.
Некоторое время после задержания его местонахождение было неизвестно, адвокатам Гласа не давали с ним связаться. Затем стало известно, что Хорхе Глас провел ночь в полицейском центре, а затем был переведен в тюрьму строгого режима Ла Рока в Гуаякиле. Задержанного везли в бронеавтомобиле под многочисленным конвоем автоматчиков, а затем поместили в самолет. По некоторым данным, бывший вице-президент Эквадора был так сильно избит, что с трудом ходил.
Безусловно, беспрецедентное нарушение экстерриториальности посольства вызвало закономерную ответную реакцию. Глава МИД Мексики Алисия Барсена после консультаций с президентом страны Лопесом Обрадором немедленно заявила о разрыве дипломатических отношений с Эквадором. Уже 7 апреля все мексиканские дипломаты покинули Эквадор. Аналогичное решение принимает Никарагуа. Также инцидент с посольством осудило большинство латиноамериканских стран: Аргентина, Бразилия, Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Панама, Куба, Гватемала, Гондурас, Уругвай и Венесуэла. Мехико также намерен передать дело о вторжении в посольство в Международный суд ООН. Отметим, что неприкосновенность дипломатических представительств гарантирована Венской конвенцией 1961 года, участником которой Эквадор является. Также еще в 1954 году все латиноамериканские страны подписали в Каракасе конвенцию о праве на убежище, которую Мексика и предоставила Хорхе Гласу.
Как сообщает BBC, генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) намерен созвать сессию Постоянного совета организации для обсуждения ситуации. Ведь отсутствие должной реакции будет означать фактическое прекращение действия в Латинской Америке Конвенции о предоставлении убежища.
В правительстве Эквадора свои действия пытались оправдать словами: «Преступник — это не политически преследуемый человек». По версии главы правительства, мексиканская дипломатическая миссия «злоупотребила своим иммунитетом и привилегиями». А пойти на столь экстраординарные меры эквадорскую сторону заставил отказ МИД Мексики выдать запросившего убежища политика и подозрение в том, что Хорхе Глас якобы собирается бежать.
В чем же таком ужасном обвиняется бывший вице-президент страны, что ради его ареста власти Эквадора пошли на столь беспрецедентную конфронтацию с одним из крупнейших государств Латинской Америки? Он является террористом, готовившим покушение? Маньяком, педофилом, убийцей?
Покушение на глобализм
Против бывшего вице-президента Хорхе Гласа, ранее уже отбывавшего тюремный срок за взяточничество, выдвинуто новое обвинение — в хищениях. Но сегодня очень многие в Эквадоре говорят, что всё дело — в политически мотивированном преследовании. Хорхе Глас являлся вице-президентом Эквадора в период, когда республику возглавлял Рафаэль Корреа. Левый католик Рафаэль Корреа еще во время своей предвыборной кампании в 2006 году обещал пересмотреть нефтяные контракты с иностранными компаниями, забиравшими себе 4 барреля из каждых 5 добытых баррелей эквадорской нефти. Победив на выборах бананового магната Альвара Нобоа, новый президент действительно провел масштабное реформирование финансового и нефтяного сектора. Корреа деятельно стремился ослабить зависимость страны от глобальных корпораций и укрепить национальный суверенитет страны. Эквадор в период его правления погасил долг страны перед МВФ и отказался от дальнейшего сотрудничества с ним. А в 2009 году Учредительным собранием была принята новая Конституция, вводившая ряд социальных гарантий для рядовых эквадорцев. Корреа декларировал свою приверженность «Социализму XXI века», «розовая волна» которого катилась по Латинской Америке от Венесуэлы до Боливии.
Реальные результаты правления Рафаэля Корреа впечатляют. За время его пребывания у власти годовой рост ВВП на душу населения увеличился с 0,6% до 1,5%. Выросли государственные расходы на социальные нужды и минимальная заработная плата. И уже в первые месяцы были вдвое увеличены пособия и снижены тарифы на электроэнергию нуждающимся. А в целом уровень бедности при Корреа снизился с 36,7% до 22,5%. Государство выдало эквадорской молодежи около 10 тысяч стипендий для получения высшего образования за границей и так далее. Безусловно, всё это вызвало резкое недовольство и сопротивление определенных внешних сил и внутренней олигархии. И нынешние нападки на сторонников популярного президента имеют давнюю историю. В сентябре 2010 года Рафаэль Корреа, отправившийся на переговоры с забастовавшими сотрудниками полиции, был захвачен ими в одной из больниц. Поспешивших на помощь своему президенту граждан взбунтовавшиеся полицейские разгоняли силой и с помощью слезоточивого газа. Однако Корреа заявил, что мятежники могут убить его, но он не капитулирует перед их незаконными требованиями. Прогрессивный президент был освобожден с помощью подразделения армейского спецназа. Тогда в ходе фактической попытки государственного переворота было убито 8 человек и 274 ранено. Корреа также обвиняли в продаже тропических лесов Амазонии компаниям из КНР и в «авторитарном» правлении. Против президента, несмотря на его подчеркнуто почтительное отношение к коренным народам и их культуре, выступил и ряд индейских организаций. Но прежде всего определенным силам не понравилось получение Эквадором китайских кредитов под достаточно низкие проценты. И то, что значительная часть эквадорской нефти, ранее за бесценок поставлявшейся на американские рынки, теперь стала покупаться Поднебесной. А еще государственная Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту электроники (CEIEC) помогла установить в Эквадоре оборудование наблюдения, что позволило резко снизить уровень уличной преступности и контролировать сельву. Большую роль сыграла и радикальная реформа прежде коррумпированной полиции. И количество убийств уменьшилось более чем в три раза, сделав Эквадор одной из самых безопасных стран в Южной Америке. В феврале 2013 года Рафаэль Корреа повторно выиграл выборы с 56,7% голосов, его соперник, банкир Гильермо Лассо, получил 23,3%. Однако после завершения президентских полномочий в 2017 году бывшая либеральная оппозиция решила отыграться за свои прежние поражения и за курс Корреа на национальный суверенитет и расширение социальных прав эквадорцев. В 2019 году Рафаэль Корреа был осужден по делу о «взяточничестве», но смог получить политическое убежище в Бельгии. Кстати говоря, будучи президентом, Корреа лимузинам представительного класса зачастую предпочитал велосипед, что создало немало сложностей для президентской охраны, которой также приходилось пересесть на байки.
А вот во время бельгийской эмиграции экс-президента его охраной занималась испанская частная охранная компания UC Global. Как сообщает испанская газета El Pais, по совместительству ее сотрудники шпионили за Рафаэлем Корреа и передавали информацию ЦРУ. Рафаэль Корреа также выступал против однополых браков, и западные политологи стали отказывать ему в приверженности к «демократическому социализму», предпочитая называть его «популистом» и «социал-консерватором».
Ленин, олигархи и наркокартели
Первый удар по популярному президенту был нанесен еще при его преемнике и бывшем соратнике Ленине Морено. Вопреки своему имени и статусу вице-президента при Карреро, эквадорский Ленин, возглавив государство, стал отступать от прежней антиимпериалистической линии. И именно при нем начались судебные преследования бывшего президента. Ленина Морено сменили у власти прежний яростный противник Корреа — Гильермо Лассо, а с 2023 года — Даниэль Нобоа, сын и наследник «бананового короля», проигравшего в свое время выборы Корреа. Причем за неделю до выборов опросы показывали поддержку сына магната на уровне 3,3%. 1-е место опросы отдавали Луизе Гонсалес, стороннице Рафаэля Корреа, 2-е место — Фернандо Вильявисенсио, репортажи которого стали прологом к осуждению Корреа. Выборы 2023 года проходили в обстановке беспрецедентного насилия, которое связывали с организованной преступностью. Многие кандидаты были обстреляны либо получали угрозы, а Вильявисенсио был убит. Подозрение о причастности к организации этого покушения было выдвинуто против Луизы Гонсалес, многие считают его необоснованным, но рейтинг кандидатки-корреасистки резко упал. После чего Даниэль Нобоа выиграл выборы. Выходец из самой богатой семьи Эквадора стал президентом в 35 лет, поставив этим своего рода мировой рекорд. Президент Нобоа предпочитает заявлять, что он «ни левый, ни правый, но левоцентрист». Но проводимая им политика скорее отвечает принципам доктрины неолибералов и находит полную поддержку в Вашингтоне.
Вскоре после завершения президентского срока Корреа в Эквадоре резко ухудшилась ситуация с криминалом. Синдикаты организованной преступности превратили страну в проходной двор для трафика наркотиков. В начале этого года преступные группировки подняли в стране фактический мятеж, поводом к которому стал перевод лидера банды «Лос Чонерос», связанной с колумбийскими картелями, в тюрьму более строгого режима. Места лишения свободы охватили беспорядки, бандитами был произведен ряд вооруженных нападений и даже захвачена студия национального телевидения во время прямого эфира. Режим чрезвычайного положения, введенный в Эквадоре в те дни, действует до сих пор.
Что касается Хорхе Гласа, то он, будучи дипломированным инженером-электротехником, при первом президентстве Корреа отвечал за возведение очень выгодных электростанций в высокогорных районах Эквадора. Кстати говоря, возводились эти современные ГЭС с помощью Китая. Также Глас курировал телекоммуникации и развитие депрессивных районов Эквадора. На свои вторые выборы Рафаэль Корреа шел в тандеме с Хорхе Гласом как кандидатом в вице-президенты, и они вместе одержали убедительную победу. В 2017 году Хорхе Глас снова баллотировался в вице-президенты — на этот раз в паре с Ленином Морено. В мае прошла их инаугурация, а уже в августе Морено на фоне обвинений в коррупции лишил своего вице-президента всех полномочий. В том же году Глас был приговорен к шести годам лишения свободы по обвинению в получении взятки от строительной компании Oderbrecht, затем он еще дважды получил срок по восемь лет лишения свободы. Отсидев более 5 лет, Хорхе Глас был условно освобожден в 2022-м, возвращен в тюрьму — и снова освобожден. Но после прихода к власти Нобоа против Гласа вновь было возбуждено уголовное преследование якобы за растраты во время восстановительных работ после землетрясения в Манаби. После чего Хорхе Глас и укрылся в посольстве Мексики в Кито.
Кстати говоря, президент Нобоа не миндальничает и со своими ближайшими соратниками. На выборы 2023 года он шел в связке с Вероникой Аббад, что позволило будущему президенту привлечь на свою сторону часть крайне правого электората. И по приходу к власти Нобоа выполнил обещанное — назначил ее вице-президентом, но сразу же услал спецпосланником по израильско-палестинскому конфликту на Ближний Восток. А вот сына вице-президента Вероники Аббад по обвинению в использовании незаконного влияния посадили в тюрьму Ла Рока, где находится сейчас и бывший вице-президент Хорхе Глас. В Латинской Америке осуждение по обвинению в коррупции, реальной или мнимой, часто применяется для нейтрализации политиков-конкурентов. Например, нынешний президент Бразилии Лула да Силва после своего первого президентского срока отбыл срок в тюрьме, затем приговор ему был признан незаконным, а все обвинения — не имеющими доказательств. В отношении Хорхе Гласа после его ареста в посольстве в определенном сегменте СМИ развернута кампания с повторением утверждений о причастности к коррупции, но в духе времени дополненными еще и обвинениями в абьюзерстве.
Системные нарушения иммунитета
С выборами Нобоа в 2023 году связана и нынешняя конфронтация между Эквадором и Мексикой, которая началась еще до штурма мексиканского посольства. 3 апреля президент Мексики Лопес Обрадор сделал критическое заявление о последних эквадорских выборах. В ответ уже 4 апреля правительство Эквадора объявило мексиканского посла Ракель Серур персоной нон грата и выслало ее из страны. Есть сведения, что и после этого президент Мексики не хотел разрывать отношения с Эквадором, но затем последовало еще и вторжение в посольство.
Левоцентрист Лопес Обрадор также пытается проводить курс на защиту и укрепление национального суверенитета Мексики, хоть и не настолько радикально, как это делали Чавес, Моралес или Корреа. Но и его умеренный курс в этом направлении вызывает сильное раздражение в определенных кругах. Сегодня ему резко противостоит ультраправый президент Аргентины Милей, воинственно выступающий также против БРИКС и Китая. Одновременно Хавьер Милей вступил в открытую конфронтацию с леволиберальным президентом Колумбии Густавом Педро.
При этом ухудшение отношений с Мексикой явно противоречит экономическим интересам Эквадора, имеющего с этой центральноамериканской страной большой товарооборот. Но, как считает известный латиноамериканист Олег Ясинский, вовсе не Мехико был главной мишенью инцидента с посольством. По его мнению, основной целью было предупреждение эквадорской оппозиции. На сегодня она разобщена: с корреасистами по-прежнему враждуют индейские организации и другие левые партии. В случае же их объединения противники Нобоа будут представлять очень серьезную силу. И усиление давления на них рассматривается частью эквадорского политического истеблишмента как важная превентивная мера. Но как раз происшедшее с посольством может сработать наоборот — сплотить оппозицию перед лицом серьезной угрозы для всех. Например, индейская организация КОНАИЭ уже резко раскритиковала вторжение в дипмиссию.
Это нарушение международного права в Кито также осудили США, ЕС и РФ. При этом в новейшей мировой истории немного примеров подобного нарушения экстерриториальности. Даже захват посольства США в Тегеране в 1979 году формально был осуществлен организацией иранских студентов. А случаи покушения на дипломатический иммунитет государственными силовыми структурами, как правило, имели место еще до Второй мировой войны. Например, в 1927 году полиция вошла в советское торговое представительство в Лондоне. В том же году войска Гоминьдана ворвались в советское консульство в Кантоне и расстреляли его сотрудников. В 1929 году гоминьдановцы совершили налет на советское консульство в Харбине. 22 июня 1941 года нацисты захватили советское посольство в Берлине и арестовали его работников, но после 10 дней задержания и избиений вернули их в СССР. Но все это было в уже, казалось бы, далеком прошлом жесткого идеологического противостояния накануне мировой войны. Однако в последнее время подобные инциденты стали повторяться. В 2017 году прошли обыски в консульстве РФ в Сан-Франциско и в российском торгпредстве в Вашингтоне. В 2023 году на Кабо-Верде был задержан колумбийский бизнесмен Алекс Сааб с достаточно неоднозначной репутацией, но формально имевший статус спецпосланника Венесуэлы по гуманитарным вопросам. А одновременно уже слышатся голоса и о том, что принцип дипломатического иммунитета вообще «устарел». В то же время двое учеников немецкой школы в Чили, подозреваемые в изнасиловании несовершеннолетней в 2011 году, получили дипломатический иммунитет, поскольку являлись детьми дипломатов ФРГ. Иммунитет также был применен и к двум американским военнослужащим, изнасиловавшим 12-летнюю девочку в Колумбии в 2007 году, и во множестве других подобных случаев.
Конечно, инцидент с посольством в Кито можно рассматривать как досадную случайность, допущенную в пылу межпартийной борьбы внутри страны. Но существует немало оснований предполагать, что это может быть и очередным шагом к «новому миру», где глобальная сила начинает торжествовать над международным правом и национальным суверенитетом. Также похоже, что обострение политического противостояния в Эквадоре и других странах региона связано с тем, что сегодня Латинская Америка становится одной из крупнейших зон влияния БРИКС. Но если этот проект будет успешно развиваться и дальше, то есть надежда, что правила в мире будут установлены другие, ориентированные на более справедливое и равноправное сотрудничество.