Очень нечеткая логика Еревана Пашинян и его команда в дебрях словоблудия
Все-таки в мире есть стабильность. На дворе весна 2024 года, и армянский премьер Пашинян и его окружение продолжают быть верными своей природе — говорить одно, а следом другое.
Если попытаться разобраться в последних сигналах из Еревана по порядку, то, как и ожидалось, встреча в Брюсселе 5 апреля в формате ЕС — Армения — США с участием главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, премьера Никола Пашиняна и госсекретаря Энтони Блинкена, несмотря на негромкие заявления сторон, начинает оказывать эффект на мирное урегулирование между Азербайджаном и Арменией. И, как ожидалось, эффект этот с полной уверенностью можно назвать негативным.
Сначала министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в интервью Общественному телевидению заявил, что мирные переговоры застопорились, так как сторонам не удается договориться по двум вопросам: по взаимному признанию территориальной целостности и по открытию коммуникаций. При этом он сослался на якобы признанную Ереваном Алматинскую декларацию 1991 года.
И если эти слова Мирзояна при всей их двусмысленности нельзя назвать категоричными, то вчерашние заявления премьера Пашиняна вроде бы расставили все точки над i, ясно продемонстрировав намерение Еревана заморозить переговорный процесс. Так, накануне во время телефонного разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем Пашинян заявил о готовности Армении выйти на решения на основе принципов, согласованных 6 октября 2022 года в Праге, 14 мая и 15 июля 2023 года в Брюсселе, а также 5 октября 2023 года в Гранаде. То есть решил объединить в один контекст встречи и заявления, которые были сделаны с участием президента Алиева, с Гранадской встречей и соответствующим заявлением, в котором Алиев не участвовал. Напомню, что гранадское заявление есть ничто иное, как грубейшее вмешательство во внутренние дела Азербайджана, требуя безусловного возвращения добровольно переселившихся в Армению армян в Карабах.
В унисон премьеру высказался и председатель Национального собрания Ален Симонян: «Может быть, в какой-то момент мы вообще откажемся подписать что-либо, если не придем к согласию».
Заявления первых лиц государства выдают окрыление армянского истеблишмента результатами встречи в Брюсселе. Поставки вооружения Армении, о которых договорились за закрытыми дверями, очевидно, создали у Еревана иллюзию безнаказанности и возможности реванша.
Военный союз между Западом и Арменией можно было бы с натяжкой интерпретировать как конструктивный, отражающий желание армян дистанцироваться от диктата Москвы. Ну хотят люди поменять сюзерена с восточного на западного — ничего крамольного теоретически в этом нет. Однако это было бы справедливо лишь в одном случае — если бы такое дистанцирование от Москвы и цементирование с Западом одновременно способствовало бы ускорению мирного процесса с Азербайджаном. На деле весь этот процесс, наоборот, сопровождается негативной программой в адрес нашей страны, вмешательством в ее суверенные дела. А это значит, что союз Запада с Арменией носит не оборонительный, а наступательный характер и своим острием направлен и против Азербайджана.
Вспомним слова Ильхама Алиева, сказанные им во время телефонного разговора с госсекретарем США Блинкеном перед встречей в Брюсселе о том, что предстоящая встреча направлена «на создание разделительных линий» на Южном Кавказе и «изоляцию нашей страны».
Правда, на следующий же день, то есть сегодня, выступая на правительственном часе в Национальном собрании Армении, Пашинян, словно услышав наши мысли, отметился и более конструктивными высказываниями. Например, вот таким: «У нас искусственно или нет создаются ожидания, что какие-то союзники или родственники придут и решат наши проблемы. Решение наших проблем нужно начать отсюда — с методики их решения. Нужно зафиксировать и закрепить то, что все наши проблемы должны мы решить».
Далее премьер продолжил начатый им недавно дискурс о тонкостях национальной психологии: «И я, и члены правительства долгое время являлись носителями психологии и традиций исторической Армении, и лишь в 2022 году констатировали, что ключевой фактор обеспечения безопасности Республики Армения игнорируется с первых лет нашей государственности — это международно признанные границы Армении».
Действительно, только после ответа на непрекращающиеся вооруженные провокации армянской военщины и последовавшего за ним вежливого уточнения границы со стороны ВС Азербайджана в сентябре 2022 года Пашинян сподобился в Праге заявить о признании территориальной целостности Азербайджана. Добавим, что признание это было только на словах, ибо вплоть до антитеррористических мер в сентябре 2023 года Армения не выводила остатки своей армии с территории, находившейся в зоне временной ответственности российских миротворцев.
Пашинян также заявил, что делимитация границы в Тавуше (Товузгала — Ред.) могла бы предотвратить новую войну с Азербайджаном, но не гарантирует, что войны не будет. «Отказ решить вопрос стопроцентно гарантирует новую войну. И эту отрицательную гарантию нужно нейтрализовать. Мы не против начать процесс делимитации с Тавушской области (Товузгала — ред.) и четырех сел Газахского района Азербайджана», — отметил Пашинян.
Нужно признать, что Пашинян в вопросе возврата четырех неанклавных сел вынужден вести тонкую игру, медленно продавливая идею необходимости такого шага. Ведь условные ястребы в армянском обществе пытаются сыграть на псевдопатриотических настроениях и поднимают вопрос о невозможности возврата азербайджанских сел на фоне мнимой «аннексии Азербайджаном армянской территории на условной границе в ходе боев в сентябре 2022 года».
Но именно поэтому Пашинян и подчеркивает, что 2022 год стал переломным и предлагает зафиксировать их в сознании как некий урок. И действительно, сентябрьские бои продемонстрировали, что в условиях отсутствия делимитации и тем более признания одной стороной территориальной целостности другой граница между ними носит условный характер. При этом азербайджанская армия не вторгалась на чужую территорию, не захватывала армянские населенные пункты. А вот четыре оккупированных села Газахского района Азербайджана — это населенные пункты, которые должны быть безоговорочно возвращены Баку и туда должны вернуться изгнанные оттуда азербайджанцы.
Пашинян пытается убедить сограждан, что села необходимо вернуть, так как в противном случае Азербайджан вернет их силой. В целом краткосрочное просветление Пашиняна не должно отвлекать нас от главного тезиса — реваншистские настроения в Армении будут только усиливаться и подпитываться извне. Отсутствие реальных шагов по смене конституции и военные договоренности с Западом создают для этого прочные опасения.