Когда Макрон губит Запад Аналитика Сергея Богдана
Всю минувшую неделю продолжался скандал вокруг доказательств участия немецких военных в подготовке ударов по российским военным объектам. Западные СМИ сделали всё, чтобы убедить своих читателей и слушателей не верить своим глазам и ушам. Вопреки очевидным фактам. Получается, немцы решили вновь отправиться устанавливать свой орднунг на востоке Европы?
Впрочем, здесь более уместен пассивный, а не активный залог — мнение собственно немцев, особенно рядовых, о готовности ввязаться в новую войну с Россией вряд ли учитывалось при принятии решений об усилении германской военной активности в Восточной Европе. Сейчас же ФРГ и вовсе нехотя, но следует в кильватере макроновской Франции, которая наращивает ставки в конфронтации вдоль границ России, пользуясь внутриполитическим кризисом в США. Макрон может себе позволить такой берсеркерский стиль — Франция далеко и обладает ядерным оружием, а расхлебывать последствия придется прежде всего немцам, восточноевропейцам или тем же армянам.
Всемогущие российские спецслужбы или рассерженные союзники?
В представленной в западных и российских СМИ версии событий есть сомнительные моменты. Германский канцлер Шольц заявил, что французские и британские военные уже участвуют в боевых операциях против российских сил, но он, дескать, своих на российско-украинскую войну не пошлет. Это стало скандалом уже само по себе — западные СМИ написали, что союзники возмущены раскрытием секретной информации. Но это было только начало. Практически на следующий день в руках у российских спецслужб якобы оказалась запись совещания высокопоставленных офицеров германской армии с обсуждением технических сложностей в уничтожении ракетами т. н. «Крымского моста». Утечку списали на вездесущих российских шпионов и ненадежность коммуникационной платформы, на которой шло совещание. Но эта версия выглядит не особо убедительно, хотя ее раскрутили на обеих сторонах фронта. Россиянам было приятно покрасоваться в роли суперэффективных разведчиков — хоть так можно на какое-то время отодвинуть на задний план свидетельства обратного, например, факты чуть ли не ежедневных диверсий внутри самой РФ в отношении стратегически важных объектов! В свою очередь, на Западе посредством такой версии от глаз общественности элегантно скрыли более вероятную версию — слив россиянам секретного совещания был «черной меткой» Шольцу от союзников. Вполне возможно, именно французские спецслужбы провели такую операцию, особенно учитывая ставку Парижа «на эскалацию» по всему периметру российских границ. В Париже явно обозлены на немецкого канцлера за его попытку выставить их с британцами в роли поджигателей войны, хотя у самих-то «рыльце в пуху».
Уверенности в том, что запись совещания оказалась в руках российских спецслужб совсем не тем образом, о котором пишут в СМИ, прибавляется, если обратить внимание на трактовки некоторых известных российских экспертов, связанных с госструктурами. Они, в частности, начали давно знакомую свою игру в раздувание конфликтов внутри германского истеблишмента, заговорив о том, что якобы прослушка указывает на саботаж германским министром обороны Борисом Писториусом решений своего шефа и однопартийца Шольца. Дескать, Писториус сделал ставку на более радикальную линию в отношении РФ, надеясь на этой лошадке вскочить на канцлерское кресло, ныне занятое Шольцем. Однако раскол между Шольцем и Писториусом выглядит совершенно спекулятивным объяснением ситуации. Существует ли этот раскол в реальности, если речь идет о вопросах войны с Россией? Ведь германское руководство на практике давно и весьма последовательно ведет подготовку к военному столкновению в Восточной Европе. Начнем с того, что, несмотря на все «особые мнения» правительства ФРГ внутри западных структур и, несмотря на смену лиц в нем, это государство всегда было за продвижение НАТО на восток и с энтузиазмом участвовало в экспедиционных походах альянса и последующей пацификации населения соответствующих стран.
Более конкретно подготовка к военному столкновению была заметна и по расширению германского военного присутствия в Восточной Европе. Что ни возьми — всё указывало именно на это, вопреки всем заверениям западных СМИ. Например, еще при прежнем правительстве командные пункты германского флота были перемещены на восток, к Балтике, а корабли начали и продолжают активно действовать на этой прилегающей к России акватории. Или еще один пример: если при канцлерстве Ангелы Меркель Берлин отправил в Литву один неполный батальон, то Шольц согласился ввести на территорию Литвы уже целую моторизованную бригаду, и ее передислокация задерживается лишь из-за требования немцев, чтобы литовцы им спешно выстроили в Вильнюсе (за литовский счет) новенькую долгосрочную инфраструктуру.
И последний пример: после начала войны германская армия получила в свое распоряжение не только до максимума увеличенный военный бюджет, но и фантастические внебюджетные средства на срочное довооружение (100 млрд евро с возможностью увеличения), несмотря на беспрецедентный экономический упадок в стране, сотрясаемой забастовками, бегством капитала и банкротствами. Параллельно, следуя за прочими союзниками, Германия постепенно расширяла и линейку поставляемого Украине вооружения и услуг по обучению.
Иными словами, ничего экстраординарного в совещании нет, в ходе него немцы снова делали то же, что и прочие члены «коллективного Запада», т. е. вползали в войну. Экстраординарным было лишь лицемерие Шольца, который до того на голубом глазу утверждал противоположное. Это, по-видимому, и сыграло роль в «сливе» заинтересованными лицами германского совещания российским спецслужбам.
Французские планы на Кишинев и Ереван
Более очевидны расхождения не между ведущими немецкими политиками, а между Берлином и Парижем. На минувшей неделе Париж продолжил подогревать ситуацию в Восточной Европе. В четверг Макрон на встрече с лидерами партий, представленных во французском парламенте, заявил о возможной отправке французской армии на российско-украинский фронт, если он приблизится к Одессе или Киеву — учитывая географическое расположение этих городов, такая ситуация может возникнуть уже в скором будущем. Более того, президент Франции заявил, что сама сущность конфликта изменилась и ограничений относительно участия в нем быть больше не должно. А официозный «Франс 24» развернул пропагандистское наступление на Берлин: «Союзникам «надоело» желание Германии «обходиться осторожно» с Россией, оказывая военную поддержку Украине».
От военных деклараций Макрона вроде бы дистанцировался целый ряд стран НАТО, включая Германию. Но «коалицию желающих» он постепенно набрать может и, учитывая разброд и шатание в Вашингтоне, Лондоне и некоторых других западных столицах, может попробовать продавить через НАТО или другие форматы планы эскалации. Иллюстрацией стало сделанное в пятницу министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским заявление, что польская сторона вполне может себе представить отправку войск стран НАТО на российско-украинскую войну. И теперь уже понятно, почему столь обеспокоено руководство Германии — ведь в паре с Макроном начинает играть новое правительство Польши. А Польша не просто выказывает амбиции стать военным гегемоном в континентальной части Европы, она пошла ва-банк, вложившись с конца 2010-х в закупку гигантских партий вооружений, которые или позволят ей им стать, или лягут на нее тяжелейшим финансовым бременем, если добиться этого не удастся. Или пан, или пропал, так сказать. Но Париж не ограничивался странами ЕС-НАТО в своих поисках вариантов новых площадок, где можно бросить новые вызовы Москве, — и, судя по всему, пытается нечто такое предложить по меньшей мере Молдове и Армении. В ходе визита президента Молдовы Майи Санду в Париж 7 марта Франция подписала с Молдовой соглашение о военном сотрудничестве. Макрон пообещал ей открыть постоянную французскую военную миссию в Кишиневе в качестве «первого шага».
Подписание франко-молдовского военного договора с удовлетворением отметили армянские СМИ. Им явно хотелось бы того же, и они напрочь игнорируют перспективу того, что могут оказаться в крайне рискованной игре в роли площадок, на которых будут меряться силами глобальные игроки, используя армян в качестве расходного материала. Парижу, вероятно, удается постепенно вести дело именно к этому. Французский посол в Армении Оливье Декотиньи в последнее время не вылазит из СМИ, обосновывая необходимость отхода Еревана от Москвы и сближения с ЕС и Францией. Изданию Defis Humanitaires Декотиньи сказал: «Армения стремится диверсифицировать свое партнерство в сфере безопасности. Франция, выбрав такие оборонные отношения с Арменией, нарушила табу, поскольку она является первой страной НАТО, которая поставляет оборонную технику в Армению, которая остается членом ОДКБ». А в среду для «Арменпресс» он высказался еще выразительнее: «Мы считаем, что американское и европейское посредничество является самой надежной гарантией. В случае с Карабахским конфликтом мы увидели, что система гарантий, действовавшая с 2020 года, не сработала. И нам следует извлечь из этого урок». Иначе говоря, предлагает армянам поактивнее включиться в военные альянсы Парижа.
Армянские руководители рады верить посулам господ из самого Парижа - вот уже в пятницу министр иностранных дел Арарат Мирзоян на турецком ТВ намекал на перспективы членства Армении в ЕС. Вдобавок армянские власти громко заговорили о необходимости вывода российских пограничников из ереванского аэропорта, правда, предлагая оставить их на остальных границах страны! Ведь помимо посулов настоящей помощи, решить даже этот вопрос Франция за свой счет не намерена.
Кот из дому — мыши в пляс
Активизация Франции — частично результат продолжающегося вползания США в серию внутриполитических кризисов и явных внутриполитических сложностей британского правительства, которое действует, как правило, в тандеме с американцами. Глобальный предводитель коллективного Запада занемог — повылазили макроны. Как говорится, кот из дому — мыши в пляс. Почему мы говорим здесь именно о таком оппортунистичном поведении, не допуская, что речь идет о «стратегической автономии» Европы, о которой годами твердил Макрон? Да потому что о стратегическом подходе с его стороны сейчас говорить невозможно: французский президент делает претенциозные ходы, которые вряд ли способен подкрепить соответствующими ресурсами и силами.
Более того, продвигая авантюрный план эскалации, Макрон игнорирует тот факт, что помимо России в регионах, которыми он пытается манипулировать, присутствуют и другие страны, в т. ч. члены НАТО. А потому, заигрывая с армянским реваншизмом ради борьбы с Россией, Париж фактически начинает задевать интересы Турции — страны с самой сильной армией НАТО, страны, которая неоднократно доказала свою способность проводить военные операции за рубежом, если оттуда исходит угроза для ее безопасности. О Франции такого сказать невозможно — даже в ходе вторжения в Ливию ей пришлось скорее звать на помощь США. А потому, когда германский канцлер Шольц недавно пригласил азербайджанцев и армян на переговоры в Берлин, то он, среди прочего, попытался так противодействовать стратегическому авантюризму Макрона. Германское руководство решило что-то делать. Ведь если его не остановить, то французский лидер на Южном Кавказе, еще даже не создав проблем для России на маргинальном для нее армянском направлении, может преуспеть в создании конфликта на стратегическом для всего ЕС кавказско-центральноазиатском направлении. Во-первых, с Азербайджаном, от которого зависит единственный реалистичный вариант альтернативного обеспечения Европы энергоносителями (с Каспия и Центральной Азии). Во-вторых, с Турцией, единственной стратегически автономной страной европейского континента и также маршрута доставки энергоносителей Каспия, Средней Азии и, частично, Восточного Средиземноморья.
Могильщики Запада
Парадокс ситуации в том, что на фоне стратегического авантюризма французского руководства позиции Германии также не выглядят особенно прочными — в конечном счете она играет во все ту же игру на повышении ставок в противостоянии на европейском континенте. Вдобавок несколько ключевых стран Запада объято внутриполитическими кризисами, и, пожалуй, во всех странах коллективного Запада власти опираются на поддержку лишь выразительного меньшинства. Это не мешает их элитам делать ставку на продолжение и обострение конфронтации с РФ. К восстановлению территориальной целостности Украины этот курс не имеет никакого отношения.
А между тем, мир продолжает развиваться «мимо Запада». Очень характерно, что на фоне махания кулаками в Европе в среду китайский премьер Ли Цян представил годовой отчетный доклад своего правительства. В нем китайское руководство поставило задачу сохранить в этом году темпы экономического роста на уровне предыдущего года — порядка 5%. В Пекине многозначительно подчеркнули, что намерены поддерживать эти темпы несмотря на «мрачные расклады» в мировой экономике. Проще говоря, пока Запад и РФ уничтожают друг друга ракетами и санкциями, китайцы продолжат невозмутимо работать дальше. И, учитывая то, в какие клочья рвется экономика ЕС, уничтожаются связанные с Западом глобальные цепочки поставок и финансовые потоки, у Пекина есть шансы перестроить мировое хозяйство, сделав его менее западоцентричным. А видя, как безответственно нынешние мировые державы, в т. ч. лидеры коллективного Запада, обращаются с судьбами мира, потрясая оружием, в т. ч. ядерным, можно с уверенностью сказать, что сожалеть об этом незападным странам (да и простым гражданам на Западе) нет причин.