Израиль vs «Хезболла»: когда полыхнет Ливан? Расклад Шерешевского
Издание Arabic Post со ссылкой на высокопоставленные иранские и ливанские источники сообщает, что Тегеран дал ливанской проиранской организации «Хезболла» зеленый свет на эскалацию атак вдоль северной границы Израиля. В свою очередь, Израиль требует, чтобы «Хезболла» отвела свои войска на 20 км от израильской границы, за реку Литани, угрожая большой военной операцией. Интенсивность взаимных обстрелов в этой местности растет, что является прямым указанием на растущую вероятность новой ливано-израильской войны.
Источник из Корпуса стражей исламской революции (КСИР) сообщил изданию, что Эсмаил Каани, командующий иранскими силами «Кодс», недавно посетил генерального секретаря «Хезболлы» Хасана Насраллу и обсудил с ним последние события в Южном Ливане и на северной границе Израиля. А там происходит эскалация — израильские ВВС бомбят Ливан, включая город Сайда. В то же время группировка «Хезболла», чья военная мощь превосходит силы армии Ливана и которая фактически контролирует эту страну, ведет обстрелы северных районов Израиля. Хотя обе стороны сдерживаются и не используют даже десятую часть своих военных арсеналов, интенсивность обстрелов с обеих сторон увеличивается.
Ранее Ханин Гадар, одна из ведущих специалистов по «Хезболле», утверждала, что группировка не заинтересована в полномасштабной войне с Израилем в силу целого ряда причин. Главные из них — шаткое положение группировки в Ливане, отсутствие широкой поддержки населения, включая шиитов, а также нежелание главного спонсора группировки, Ирана, ослабить свой главный актив — «Хезболлу». Эта организация является ударным кулаком Тегерана, одной из лучших ближневосточных армий. Ее ракетный потенциал (150 тыс. ракет, включая сотни высокоточных) нацелен на Израиль и служит фактором сдерживания последнего от нанесения ударов по Ирану с целью уничтожения иранской ядерной и ракетной промышленности (Израиль много раз подчеркивал растущую вероятность таких ударов в связи с планами Ирана по созданию ядерного оружия). Вряд ли Тегеран заинтересован в том, чтобы «Хезболла» была серьезно ослаблена сейчас, так как это развяжет руки Израилю для атак против самого Ирана.
«Хезболла» начала обстрелы израильской территории после того, как Израиль начал сухопутную операцию в секторе Газа с целью уничтожения ХАМАС. Причина в том, что ХАМАС, «Хезболла», проиранские шиитские ополчения в Ираке и Сирии, йеменские хуситы (все эти группы в значительной мере контролируют свои страны) входят в единую про-иранскую коалицию, т. н. Ось сопротивления. Можно даже сказать, что всё это — элементы иранской сферы влияния или империи, созданной Тегераном на Ближнем Востоке. Иран обеспечивает «единство арен сопротивления», противостоит американо-израильскому блоку, показывая, что нельзя так просто уничтожить один из элементов Оси сопротивления, ХАМАС, не вызвав ответ других. Израиль бомбит ХАМАС в Газе, а США заявляют, что их группировка ВМС в составе двух ударных авианосных групп обеспечивает безопасность Израиля от враждебных сил. Со своей стороны, проиранские силы обстреливают север Израиля, а также атакуют американские базы в Ираке и Сирии, оказывая таким образом давление на американо-израильскую коалицию. Параллельно еще одна проиранская организация, йеменские хуситы, обстреливают военные и гражданские суда в Красном море с целью парализовать международную торговлю в этом стратегически важном регионе, через который проходит около трети всех морских контейнерных перевозок и 6% мировой торговли нефтью. Красное море служит важной транспортной артерией между союзниками США в Европе и индо-тихоокеанским регионом. Поэтому хуситы стараются перекрыть данный маршрут.
Всё вместе является единой войной между Ираном и его союзниками, с одной стороны, и американо-израильской коалицией, с другой стороны. Тем не менее Иран бережет своих союзников, без которых он не сможет управлять регионом. Поэтому все их атаки против израильских и американских объектов носят ограниченный характер. Кроме того, слишком сильные удары по Израилю или американским базам могут вызвать сокрушительные удары ВВС Израиля и США по Ирану, по его инфраструктуре, военной промышленности и центрам принятия решений. По всем этим причинам Тегеран старается тщательно откалибровать атаки своих союзников на американские и израильские интересы. Но почему же тогда растет интенсивность взаимных атак Израиля и «Хезболлы»? Почему для «Хезболлы» важно получить зеленый свет на полномасштабную войну с Израилем от своего главного спонсора и союзника — Ирана? И почему Иран пошел навстречу «Хезболле» в этом вопросе?
Ответ находим в формулировках, которые приводит цитируемое арабское издание. Как сообщается, встреча между руководителем иранских сил «Кодс» Каани и руководителем «Хезболлы» Насраллой состоялась по просьбе последнего. Он заявил о «необходимости» проведения экстренного совещания после того, как «была получена информация», указывающая на намерение Израиля начать широкомасштабное наступление на «Хезболлу» в Ливане. «Хасан Насралла сказал Каани, что нападение Израиля на Ливан неминуемо и, скорее всего, произойдет в месяц Рамадан или после вторжения Израиля в город Рафах в Газе», — сообщил источник в КСИР изданию Arabic Post. «Насралла сказал, что он полностью уверен в намерении Израиля начать крупномасштабное нападение на Ливан и попросил Каани предоставить ему полную свободу в том, как он собирается атаковать противника», — сообщил другой дипломатический источник в Иране.
США, как и Иран, не заинтересованы в полномасштабной войне и дальнейшей эскалации на Ближнем Востоке. Такая война с непредсказуемым итогом опасна для администрации в Вашингтоне в ситуации, когда до выборов в США остается всего 8 месяцев — обычно в предвыборный год американское руководство крайне осторожно ведет себя. Проблема в том, что союзники — США и Израиль — не едины. Возможно, в отличие от Америки, правительство Израиля как раз заинтересовано в большой региональной войне и в ее эскалации. Программа премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху проста — вести военные действия против арабов не только в Газе, но, возможно, и в Ливане не менее года. Как указывают Бен Каспит, Алон Пинкас и некоторые другие израильские эксперты, для Нетаньяху важно заставить общественное мнение забыть о провале израильских систем безопасности 7 октября, когда ХАМАС атаковал Израиль и убил 1200 израильских граждан, из которых 900 были гражданскими, захватив в заложники около 250 человек.
Большинство израильтян обвиняют в случившемся Нетаньяху, что привело к падению его рейтингов. Но, возможно, долгая и кровопролитная война позволит Нетаньяху сохранить власть. Кроме того, израильскому руководству эскалация военных действий выгодна еще и потому, что она вредит авторитету Джо Байдена. Чем больше потери арабского гражданского населения, тем больше негодование части электората Байдена — демократов-прогрессистов, левых, студентов и преподавателей, мусульман, арабов и т. д. Тем самым, продолжая войну, Нетаньяху помогает Трампу уничтожить Байдена, который и без того выглядит слабо. Цель — помочь Трампу победить на выборах в США, которые состоятся в ноябре. Ибо Трамп — не просто союзник Израиля, он — друг семьи Нетаньяху. Таким образом, затягивая и расширяя войну, Беньямин Нетаньяху решает целый ряд проблем как внутри собственной страны, так и вовне.
Наконец, возвращаясь к Ливану, следует указать на другие причины вероятности израильской сухопутной военной операции на юге этой страны. Из-за обстрелов «Хезболлы» 100 тыс. израильских граждан покинули свои дома. Ряд поселков и городов на севере Израиля опустели, повторив судьбу южных поселений на границах с Газой. В общей сложности 300 тыс. израильтян оказались в положении внутренних беженцев, причем многие из них составляют электорат Нетаньяху и его партии «Ликуд». Для страны с 10 млн граждан это огромная цифра, как если бы в США беженцами стали 3 млн человек. Нетаньяху, как уже говорилось, должен что-то с этим сделать, потому что данная проблема наряду с фактором 7 октября тянет его рейтинги вниз.
И, наконец, как указывает Ханин Гадар, слабый ответ «Хезболлы», ее колебания и неуверенность стимулируют Израиль к большой операции в Южном Ливане. Военная мощь Израиля огромна. Теоретически он способен войти в Южный Ливан и вытеснить «Хезболлу» за реку Литани. Это является его стратегической целью — отодвинуть подразделения «Хезболлы» от границы, чтобы обезопасить израильские поселения от атак, наподобие той, которую ХАМАС совершил 7 октября. Но «Хезболла» располагает, как уже говорилось выше, большим ракетным потенциалом, и в случае сухопутной операции Израиль, чьи системы ПВО уже несколько истощены противостоянием с ХАМАС, ждут настоящие ракетные ливни на протяжении многих месяцев. На земле израильские танки и пехоту встретят коммандос «Хезболлы» — элитные силы «Радван» и другие соединения, обученные партизанской войне. В общей сложности «Хезболла» располагает 20–30 тыс. военных и примерно такими же резервами. Местность Южного Ливана — невысокие горы, покрытые лесами, изрытые подземными тоннелями (подобно Газе) — представляет собой идеальное пространство для засад, герильи. В прошлом войны, которые Израиль вел против «Хезболлы», в 1982–2000 и в 2006 гг. были неудачными и заканчивались уходом израильской армии из Ливана и возвращением «Хезболлы» на прежние позиции. Неудача во второй ливанской войне 2006 г. была признана в самом Израиле специальной государственной комиссией Элияху Винограда. Партизаны и диверсанты устроят сотни небольших засад, истощая израильскую армию на земле, заставляя ее нести потери, в то время как на израильские города обрушатся десятки тысяч ракет.
Кроме того, из Ливана приходят сообщения о том, что помимо «Хезболлы» некоторые другие партии проводят мобилизацию своих ополчений, готовясь к будущей войне. Израильтяне сильны, но война непредсказуема, а Ливан для них — нехорошее место.