«Брюссельская сходка», непреклонность Баку и зловещее молчание Ирана Запад приголубил Армению
В Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна, госсекретаря Энтони Блинкена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая еще задолго до своего начала превратилась в токсичную для всего нашего региона. И понятно почему.
В Баку считают, что брюссельская встреча Армения — США — ЕС — это палки в колеса переговорного процесса, помеха на пути к установлению устойчивого мира в регионе. В России этот формат расценивают как однозначную попытку, направленную на отрыв Еревана от Москвы. Однако сами участники брюссельского формата заявляют, что он не направлен против других стран. Так, пресс-секретарь Госдепартамента США Мэтью Миллер отметил, что встреча в Брюсселе «посвящена реформам в Армении, ее демократии, экономике и устойчивости». Отвечая на брифинге на вопрос, приглашен ли Азербайджан на эту встречу, Мэтью Миллер заявил, что «мирный процесс не является темой этой встречи. Это встреча США, ЕС и Армении для обсуждения экономической диверсификации, гуманитарной помощи, поддержки беженцев и политических реформ Армении в таких областях, как демократия и верховенство закона. Это не региональная встреча».
В свою очередь госсекретарь США во время недавнего телефонного звонка президенту Ильхаму Алиеву (3 апреля) попытался его заверить в том, что трехсторонняя встреча в Брюсселе не направлена против Азербайджана, поскольку на ней будут обсуждаться вопросы экономического развития Армении. И здесь обращает на себя внимание следующий нюанс. Блинкен сообщил, что получил информацию об обеспокоенности азербайджанской стороны, вызванной предстоящей встречей, поэтому посчитал важным поговорить об этом с президентом Азербайджана и внести ясность в этот вопрос. Соответственно, дипломатический жест американского госсекретаря говорит о том, что США считаются с региональными интересами Баку и подвержены сохранению установленных связей с Азербайджаном как с ведущей страной на Южном Кавказе. Это во-первых.
Во-вторых, звонок Блинкена Алиеву — это еще и показатель политического веса президента Азербайджана в системе международных отношений и ведущей роли нашей страны в региональной политике. В эту же логику укладывается и вчерашний звонок президенту Азербайджана главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, в ходе которого наряду с перспективами двустороннего развития обсуждалась и брюссельская встреча в трехстороннем формате. Президент Ильхам Алиев, как и при обсуждении с государственным секретарем США Энтони Блинкеном, высказал позицию азербайджанской стороны, отметив важность региональной инклюзивности. Несомненно, звонки из Вашингтона и Брюсселя в Баку — это показатель того, что Азербайджан воспринимается в мире как самодостаточное государство, способное отстаивать свою позицию и национальные интересы на международной арене, которое к тому же является важным партнером в энергетической сфере.
Однако, возвращаясь к сегодняшней трехсторонней встрече в Брюсселе, стоит отметить следующий любопытный факт. В частности, позицию соседнего Ирана. В то время как остальные страны региона — Россия, Турция и Азербайджан — открыто выражали беспокойство в связи со «сходкой» в Брюсселе, Тегеран демонстрирует полное отсутствие реакции. К примеру, Анкара решительно осудила брюссельский формат США — ЕС — Армения. В Турции назвали сегодняшнюю встречу попыткой нанести ущерб беспристрастному подходу к урегулированию проблем в регионе.
«Данная инициатива игнорирует позицию Азербайджана и служит не мирному процессу, а планам превращения Южного Кавказа в зону геополитического противостояния», — подчеркивается в заявлении МИД Турции.
В этой связи внешнеполитическое ведомство Турции вновь призвало третьи страны учитывать ситуацию в регионе и придерживаться равного подхода ко всем сторонам.
В то же время в российском МИД неоднократно заявляли, что подобные встречи нацелены не на достижение мира между Азербайджаном и Арменией, а на дальнейшее внедрение Запада с его крайне деструктивными подходами на Южный Кавказ, создание новых разделительных линий, принуждение стран региона следовать антироссийской повестке и расшатывание действующих механизмов региональной безопасности и экономического сотрудничества».
А Иран молчит. Хотя именно Тегеран громче всех говорил о «красных линиях» и выступал против появления на Южном Кавказе внерегиональных сил. Напомним, еще в сентябре прошлого года иранское агентство Mehr сообщало, что министр обороны Ирана Мохаммад Реза Аштиани на встрече с российским коллегой Сергеем Шойгу в Тегеране резко осудил присутствие внерегиональных вооруженных сил в регионе и заявил, что поддержание территориальной целостности стран региона и международных границ является «красной линией». О том, что Тегеран выступает против присутствия иностранных сил на Южном Кавказе, заявлял также в октябре 2023 года глава внешнеполитического ведомства ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиян, выступая на министерской встрече консультативной региональной платформы «3+3», отметив, что данный факт существенно осложнит процесс мирного урегулирования между Баку и Ереваном.
Молчаливая реакция Ирана на брюссельский формат вызывает недоумение еще и потому, что Франция пытается через Армению закрепиться в регионе не только политически, но и в военном плане. Хотя подобный подход Парижа подвергается острой критике даже в самой Европе. В этом контексте напомним жесткую критику заместителя министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии Эдмондо Чириелли в адрес главы МИД Франции Стефана Сежурне, когда он позволил себе провокационные заявления на совместном брифинге с Блинеконом. Согласно сообщению итальянского издания Giornale Diplomatico, Чириелли отметил, что заявления французского министра наносят ущерб усилиям по построению мира на Южном Кавказе.
«Азербайджан, принимающий 29-ю сессию Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29), занимает ответственную позицию, и заявления министра иностранных дел Французской Республики Стефана Сежурне на совместной пресс-конференции с госсекретарем США, безусловно, не способствуют разрядке ситуации. Было бы уместно и полезно, чтобы французский министр Сежурне не подрывал усилия тех, кто, руководствуясь здравым смыслом, продвигается вперед для достижения прочного мира в регионе», — сказал Э. Чириелли.
Напомним, ранее, выступая в Париже на совместном брифинге с госсекретарем США Энтони Блинкеном, глава МИД Франции заявил, что обсудил вопрос территориальной целостности Армении, «которой Азербайджан бросает вызов».
«Мы очень обеспокоены, учитывая, что риторика Азербайджана выходит из-под контроля. Мы также видим рост числа фейковых новостей из Баку, и они склонны обвинять Армению в ответственности за эскалацию, хотя Армения, вероятно, единственная, кто пытается избежать этого. Дорогой Энтони, я думаю, что мы должны уделить этому чрезвычайное внимание за шесть месяцев до проведения саммита COP29 в Баку», — сказал тогда Сежурне.
В Баку заявления итальянского дипломата расценили как уважение к основополагающим принципам и нормам международного права, отметив, что этот шаг должен стать примером для некоторых европейских государств, особенно Франции.
При этом Баку и ранее высказывал озабоченность антиазербайджанской кампанией Франции, направленной на милитаризацию Армении, заявляя, что планы по оказанию военной помощи Армении в рамках Европейского фонда мира препятствуют усилиям по установлению мира и стабильности в регионе. Азербайджан, который на протяжении почти 30 лет был жертвой вооруженной агрессии, оккупации и этнических чисток, никогда не получал безусловной поддержки в подобной форме от ЕС и США, несмотря на 4 резолюции Совета Безопасности ООН, требовавшие немедленного, полного и безоговорочного вывода оккупационных сил Армении. Поэтому у нашей страны есть все основания полагать, что сегодняшняя встреча в трехстороннем формате носила односторонний и предвзятый характер и является показателем двойных стандартов.
Опасения Баку связаны с тем, что на фоне роста реваншистских настроений в Армении такой подход может обнадежить Ереван в том, что Запад поддержит провокации Еревана против Азербайджана. В этой связи отнюдь не случайно президент Алиев сделал важный акцент в ходе телефонного разговора с американским госсекретарем Блинкеном на региональной безопасности. Глава государства выразил мнение, что трехсторонняя встреча США — ЕС — Армения приведет не к миру и сотрудничеству на Южном Кавказе, а к возникновению разделительных линий и, в конечном итоге, напряженности.