Атака на иранские газопроводы. Игра мускулами? Аналитика Шерешевского
Издание The New York Times сообщило, что два крупных газопровода в Иране предположительно были атакованы Израилем на прошлой неделе. Газета ссылается на военного специалиста из иранского КСИР (Корпус стражей исламской революции), который связался с газетой, и двух западных чиновников.
Два трубопровода, по которым газ поступает с юга Ирана в крупные города, включая Тегеран, были атакованы одновременно в нескольких местах. Нападение вывело из строя около 15% ежедневной добычи природного газа в Иране. Издание приводит эту оценку, ссылаясь на экспертов в области энергетики. Атака привела к перебоям в нескольких иранских провинциях, таких как Фарс, что «нарушило подачу тепла и газа для приготовления пищи миллионам людей».
Эти события можно рассматривать как продолжение вооруженного противостояния между Ираном и Израилем, однако в данном случае речь идет о серьезной эскалации. В прошлом, как полагают эксперты, Израиль был причастен к нападениям на специалистов-ядерщиков, в результате чего были убиты пять из них, включая руководителя иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде. Кроме того, существует мнение, что израильтяне осуществляли взрывы на предприятиях, связанных с развитием ядерной промышленности, в том числе завод в Нетанзе, уничтожали ракетные склада и подразделения КСИР. Впрочем, ни за одну из таких атак Израиль не взял на себя ответственность.
КСИР - это ядро иранской военно-политической и экономической системы. Он является одновременно второй армией, куда набирают наиболее религиозных солдат и офицеров, сетью спецслужб, и располагает силами безопасности, которые подавляют социальные и политические протесты внутри Ирана. Кроме того, ему принадлежат элитные силы «Кодс», которые курируют все иранские прокси-силы на Ближнем Востоке - от «Хезболлы» в Ливане до йеменских хустов, накачивая их оружием, подготавливая их военных и в большой мере управляя их действиями. Наконец, КСИР контролирует (напрямую или через родственников и друзей, в пользу которых были приватизированы предприятия) компании, производящие не менее половины иранского ВВП, включая ВПК и экспорт нефти. В некоторым смысле, нападения на эту группировку есть, по сути, атака на руководство Ирана.
Однако в данном случае речь все же должна идти об эскалации. Дело в том, что была поражена часть энергетической инфраструктуры Ирана, на которую опираются промышленные предприятия, фабрики и миллионы граждан.
По словам западных чиновников и стратега КСИР, который побеседовал с The New York Times, такая масштабная операция, предположительно совершенная Израилем, потребовала бы от его военных или спецслужб глубоких знаний об иранской инфраструктуре, а при одновременном ударе по двум газопроводам Израилю пришлось бы действовать в условиях чрезвычайно плотной координации действий диверсантов. Иран, согласно оценке специалистов, сможет на сей раз легко восстановить ущерб. Однако атака является предупреждением о том, какой ущерб Израиль может нанести оппонентам. Он демонстрирует силу и возможности военных и разведчиков, способных осуществлять такие сложные и тщательно спланированные удары.
С другой стороны, в экспертном сообществе многие рассматривают атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 г. в качестве элемента все той же гибридной войны между двумя странами, хотя официальный Тегеран отрицает свое участие в подготовке нападения. Боевики спецназа ХАМАС готовились к операции больше года, и в ходе прорыва в Израиль (из сектора Газа) захватили штаб израильской дивизии и десятки единиц бронетехники, а также около трех суток удерживали частичный контроль над 22 населенными пунктами в Израиле, убив около 300 военных и 900 мирных жителей, захватив еще около 250 гражданских в заложники. С высокой вероятностью этих боевиков или по крайней мере часть их командиров готовили иранские специалисты из сил «Кодс».
Можно предположить, что атака Израиля на иранские газопроводы может рассматриваться как предупреждение Ирану и попытка указать на серьезность намерений Израиля и на его возможности в случае расширения иранского участия в нынешней войне, которую еврейское государство ведет на юге с проиранским движением ХАМАС и на севере, с другой проиранской милицией «Хезболла».
В прошлом израильские военные в интервью изданию The Jerusalem Post сообщили о своих возможностях и намерениях, предупредив, что в случае полномасштабной войны между странами они нанесут удары силами ВВС по порту Бандар-Аббас, через который проходит большая часть иранского импорта, и по нефтяным терминалам на острове Харк, через которые осуществляется иранский экспорт нефти.