Армения-Запад: обещать — не значит жениться Аналитика Лиманского
Ереван резко усиливает курс на сближение с США, Францией и ЕС в целом. Практических результатов «евроинтеграции» пока немного, зато отношения с Москвой существенно осложнились.
Политические «хотелки» против экономической реальности
В последнее время в Армении ничтоже сумняшеся уже неоднократно заявляли о желании вступить в ЕС. Но примут ли?
Прежде всего стоит отметить, что происходящий «западный разворот» Армении слабо связан с экономической реальностью. В 2023 году товарооборот Армении со странами ЕАЭС увеличился на 42,7%, только экспорт вырос на 40,8% и составил 7,6 миллиарда долларов. А вот товарооборот с ЕС в три раза меньше — в 2023 году он был равен 2,5 миллиарда. При этом в торговле с Европейским союзом Армения имеет отрицательное сальдо.
Сегодня, как и раньше, наиболее крупным торговым партнером Армении является Россия. Объем товарооборота с РФ за январь–ноябрь 2023 составил более 6,3 миллиарда долларов. На 2-м месте стоит КНР с 1,9 миллиарда долларов. На 3-м — ОАЭ с 1,4 миллиарда. 4-е место занимает Иран с 628 миллионами, опережая США (5-е место) — с 627 миллионами долларов.
Рекордсменами же роста экономических отношений стали ОАЭ — в 2,7 раза, Казахстан — в 2,3 раза, Япония — в 2,1 раза. На 98% вырос оборот с Республикой Кореей.
Такая же тенденция характерна и для экспорта армянской продукции. Из 6,9 миллиарда долларов экспорта из Армении более 3,1 миллиарда, то есть свыше 40%, приходится на РФ. При этом объем экспорта в страны СНГ вырос на 51 %. А вот поставки в страны ЕС сократились за 11 месяцев 2023 года на 5,5% и составили 677 миллионов долларов.
Та же картина — и с импортом в Армению. Россия тут также лидирует, поставляя товаров на 3,2 миллиарда долларов. Страны ЕС импортируют в Армению только на 2 миллиарда.
Таким образом, приоритет во внешней торговле Армении с большим отрывом принадлежит России, КНР и в большинстве случаев — государствам Евразии и Азии. Страны ЕС тут существенно уступают и по общим объемам, и по темпам роста.
Армения — новый форпост на южном фланге НАТО?
Но все эти объективные тенденции совершенно не смущают нынешнее руководство Армении. В Ереване приняли чисто политическое, как говаривали раньше, волюнтаристское решение на сближение с Западом. И напрасно искать причины этого в экономике или государственных интересах. Существует мнение, что всё дело — прежде всего в политическом бэкграунде премьер-министра Пашиняна. А ряд армянских политиков прямо обвиняют главу правительства в том, что он вообще является завербованным иностранным агентом. Но представляется, что за таким разворотом стоят более могущественные силы и серьезные причины.
В армянском руководстве надеются, что обретут на Западе надежного союзника прежде всего в военной сфере. Армянская сторона неоднократно выступала с заявлениями о том, что ОДКБ не справляется со своими функциями. В сентябре 2023 года Никол Пашинян в интервью итальянской газете La Repubblica заявил, что Россия отдаляется от Южного Кавказа, а российские миротворцы в Карабахском регионе «не выполняют свои обязанности». В том же месяце председатель Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер заявил: «Я призываю Армению вступить в НАТО. Защитите Армению, президент США».
11 сентября 2023 года состоялись американо-армянские совместные учения. Их масштаб был незначительным, но в РФ это мероприятие восторга не вызвало. При этом военное сотрудничество Еревана с США развивается уже давно, но ранее в Кремле на это почему-то не обращали внимания. И правящая верхушка Армении пошла на выстраивание военных альянсов с Западом — задолго до Пашиняна. Как правило, вне поля зрения СМИ в РФ и СНГ остается такой факт: Армения, союзник по ОДКБ, одновременно состоит в коалиции Центрального командования армии США (CENTCOM). Армения присоединилась к коалиции еще в 2004 году. И это не просто номинальное членство. Уже в 2004 году Ереван направил в Косово взвод пехоты, который впоследствии действовал в составе греческого батальона. Затем было намечено расширить состав армянского подразделения в Косово до роты. А с января 2005 года армянский контингент общей численностью 322 военнослужащих участвует в операции «Свобода Ирака» в составе многонациональной дивизии «Центр-Юг».
Военные Армении также участвовали в миротворческих операциях войск Запада в Афганистане и Ливане. Но при этом одно дело — участие в миротворческих акциях, которые бывают санкционированы ООН. Но вот весной 2023 года Армения приняла участие в учениях НАТО Defender 23, явной задачей которых было отработать гипотетическое противостояние с Россией и Беларусью, союзниками Еревана по ОДКБ. В вооруженных силах Армении создано специальное управление, отвечающее за международное сотрудничество со США и странами НАТО. Представитель этого управления на постоянной основе находится в составе командования CENTCOM на базе ВВС США Макдилл. И, вероятно, это сотрудничество с армянской точки зрения приносит определенные плоды — в апреле 2021 года президент США Байден, говоря о событиях Первой мировой войны на территории Османской империи, впервые использовал слово «геноцид». Предыдущие президенты Соединенных Штатов воздерживались от таких формулировок.
Из стран же Западной Европы военное сотрудничество Еревана наиболее активно разворачивается с Францией. 23 октября 2023 года в Париже на встрече министров обороны Сурена Папикяна и Себастьяна Лекорню было заявлено о расширенной военной программы, названной новой «стратегической близостью». Согласно ей, Франция поставит Еревану ракеты ПВО и радары, а также займется обучением армянской армии. Французская сторона не скрывает, что причиной этого решения было поражение Армении в войне за Карабах. 23 февраля 2024 года министр обороны Франции прибыл в Ереван с ответным визитом. К этому времени инструкторы из 27-й горнострелковой бригады Франции приступили к обучению армянских военных на базе «Баграмян». Папикян попытался нивелировать негативный резонанс от этих мероприятий словами о том, что они, мол, не направлены против «третьих государств». А французский министр попытался оправдаться тем, что «мы не должны ссылаться на большую геополитику». Но всем вполне очевидно, что подобные шаги Армении являются настоящим недружественным вызовом России, особенно в контексте нынешней фазы ее конфликта с Западом. В настоящее время в дипломатических кулуарах также ведутся разговоры о «международных гарантиях безопасности», которые Запад должен дать Еревану. Разумеется, такие гарантии также направлены против Азербайджана. И весьма важную роль тут также призвана сыграть Франция. Французский посол в Армении заявил, что прежняя система гарантий не сработала, и «из этого мы тоже должны сделать выводы». В ближайшее время также готовится визит премьер-министра Франции в Ереван.
Еще одна линия военного сотрудничества — Армения-Греция-Кипр. 8 декабря 2023 года в Министерстве обороны в Ереване состоялись двух- и трехсторонние военные консультации между Арменией, Грецией и Кипром. 14 декабря армянское правительство одобрило проект закона о военно-техническом сотрудничестве с Афинами. А 4 марта 2024 года министр обороны Греции Никос Дендиас выступил с инициативой создания военного альянса уже в формате Армения-Греция-Франция-Индия.
Пашинян против ОДКБ
23 февраля 2024 года Никол Пашинян в интервью телеканалу France 24 сообщил о заморозке участия Армении в ОДКБ. Армянский премьер также отказался ехать на саммит этой организации в Минск. А 12 марта премьер Пашинян заявил, что, если он не получит ответов на вопросы, то Армения вообще выйдет из ОДКБ. Безусловно, подобное поведение союзника по ОДКБ вызывает в Москве недовольство. В МИД РФ заявили о том, что, если Армения движется в сторону Запада, то и Россия будет вынуждена будет предпринять соответствующие шаги. В Госдепе США эти слова интерпретировали как «угрозу Армении».
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила: «Мы прекрасно понимаем, что Штаты и коллективный Запад в целом используют тактику обращения со странами и народами как со своими инструментами не просто десятилетиями, а веками. Прикрываясь при этом благими намерениями».
Что касается Франции, то представитель МИД РФ обвинила ее в ненадежности как оборонного партнера. По словам Захаровой, Париж не выполнил свои военные обязательства в отношении ряда африканских государств. Она также заявила: «Обеспечивая свое присутствие в регионе, Франция занимается сбором разведывательной информации и не допускает реализации соглашений, заключенных в трехстороннем формате. Если бы это было не так, Франция не препятствовала бы реализации договоренностей, достигнутых на уровне лидеров России, Армении и Азербайджана в 2021 году».
Ось Ереван-Париж-Брюссель
Сегодня происходит резкое форсирование дальнейшего сближения Армении и Запада. Для этого усиленно работают созданные профильные структуры – инвестиционно-координационная платформа ЕС-Армения, парламентская комиссия по европейской интеграции, делегация ЕС в Армении во главе с послом Василисом Марагосом и т. д.
28 февраля в Ереване прошло очередное заседание платформы Армения-ЕС во главе с вице-премьером Мгером Григоряном и директором по Восточному соседству Еврокомиссии Андриенн Керали. Обсуждалась дальнейшая реализация Экономического и инвестиционного плана ЕС для Армении. Из официального отчета следует, что были рассмотрены «важные инвестиции в инфраструктуру, которые улучшат транспортную связь Армении и диверсифицируют энергетику». То есть с экономической точки зрения Армения интересует ЕС прежде всего в качестве пункта транзита. Поэтому на встрече говорилось о возможном финансировании армянской части Кавказской магистральной сети, о дороге Сисиан-Каджаран в рамках проекта «Перекресток мира» и об энергетике. Для Запада также важно ослабить зависимость Еревана от поставок энергии из РФ. А вот вкладывать деньги в промышленность тут, похоже, никто не собирается.
Также в марте прошли две встречи армянского правительства с представителями глобальных финансовых структур – МВФ и Всемирным банком.
Ереван также пытается наращивать взаимодействие с Францией и в экономике, и в других областях. Армения сотрудничает с представительством Французского агентства развития (AFD) на Южном Кавказе. Но по товарообороту с Арменией Франция (165 миллионов долларов) почти в три раза уступает Германии (586 миллионов у. е.). Обогнали французов и итальянцы с 381 миллионом оборота, и Нидерланды (288 миллионов долларов). И лишь ненамного Франции в 2023 году удалось опередить армяно-польскую торговлю с объемом в 150 миллионов долларов США. Но, видимо, прежде всего застарелые имперские амбиции толкают Елисейский дворец на резкую активизацию своего присутствия в регионе. Недавно Постоянный совет франкофонии единогласно принял решение предоставить Еревану право на проведение Международных спортивно-культурных игр франкофонии в 2027 году. Но станет ли к этому времени Армения страной, говорящей на французском?
О векторе же геополитических устремлений нынешнего руководства Армении красноречиво говорит следующая статистика. За последние три месяца правительство Армении провело 22 (!) официальные встречи с представителями государственных, экономических и гуманитарных структур Запада, 7 — с аналогичными официальными лицами Ирана, Индии и других стран Востока. И только одну встречу — с российской стороной (22-е очередное заседание армяно-российской межправительственной комиссии). 13 марта в Европарламенте была принята резолюция о сближении с Арменией. В Ереване же к маю намерены разработать новое соглашение о расширенном сотрудничестве с ЕС. 17 марта министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян заявил: «Миссия ЕС стала фактором стабильности на армяно-азербайджанской границе».
Многоходовая армянская политика
Подобный резко прозападный курс Еревана обескураживает не только Россию, но и Иран. При этом ИРИ является не просто одним из важнейших союзников Армении в регионе, но и имеет с ней общую границу. В Тегеране не без тревоги смотрят на стремительное сближение Еревана с его злейшими врагами – США и НАТО.
Но можно с уверенностью сказать, что и в дальнейшем этот прозападный вектор продолжится и усилится. Слишком тесно большая часть политической элиты Армении связана с Вашингтоном, Парижем и Брюсселем, в стране активнейшим образом работают прозападные НПО, СМИ. Но обещать – не значит жениться. И вряд ли Армения в ближайшие годы станет полноправным членом ЕС или НАТО. При этом тесная экономическая привязка, включая энергетику, к России и ЕАЭС еще долго будет вынуждать Ереван маневрировать между Западом, РФ и Ираном. Это также вряд ли позволит нынешнему армянскому руководству полностью перейти в лагерь Соединенных Штатов и ЕС. Но и Кремль, несмотря на достаточно резкие заявления последнего времени, вряд ли пойдет на серьезный разрыв с Арменией. Вероятно, в ближайшее время Ереван будет продолжать сближение с Западом, но при этом всячески пытаясь сохранить относительно хорошие отношения с Москвой и номинально не покидать постсоветские интеграционные структуры.
Но образование на армянской территории еще одного западного плацдарма вряд ли принесет в регион стабильность. Партия «ястребов» всегда была заинтересована отнюдь не в мире на Кавказе, а в поддержании перманентной напряженности. В условиях же нынешних глобальных противоречий между ведущими державами Востока и Запада политика «управляемого хаоса» получает для них в этом стратегически важном районе дополнительную привлекательность. Дальнейшее закручивание тугого узла конфронтации на Южном Кавказе сковывает здесь силы многих важных конкурентов США и ЕС, включая Россию и Турцию, а региональные государства делает заложниками ситуации. И вследствие этих причин такая политика эскалации, несмотря на обычную внешне миролюбивую риторику, будет продолжаться.