Армения: одиночество южнокавказского закоулка Аналитика Артема Кирпиченка
Неверное, не стоит расставаться со старыми друзьями, если еще не получил достаточно гарантий от новых партнеров? Но подобные размышления, похоже, чужды нынешнему правительству в Ереване. Уже в течение нескольких месяцев кабинет Никола Пашиняна делает все, чтобы разорвать старые связи с Москвой и сделать свою страну более привлекательной для новых друзей в Париже и Брюсселе. В этом плане приоритетными становятся действия Армении по сокращению сотрудничества с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят ряд постсоветских государств.
Премьер-министр Никол Пашинян открыто заявил о своем намерении выйти из этой организации, если представители ОДКБ не ответят на вопросы, касающиеся территориальной целостности его страны. По сути дела, речь идет о трех основных моментах: почему во время 44-дневной войны в Карабахе ОДКБ выступила в качестве нейтральной стороны, если Ереван является ее членом? Какова зона ответственности ОДКБ в Армении? Что является для Москвы красными линиями в обеспечении суверенитета Еревана? Пашинян отметил, что ответы должны удовлетворить армянскую сторону: «В противном случае Республика Армения выйдет из ОДКБ. Когда — я не могу сказать».
Как отмечают аналитики, есть несколько причин, почему ответ ОДКБ и Москвы, самого влиятельного участника организации, может не устроить Ереван. Во-первых, Организация договора о коллективной безопасности — это коллегиальный орган, и многие его члены настроены гораздо более дружелюбно к Азербайджану, чем к Армении. Во-вторых, реализация оборонных статей данного соглашения во многом зависит от решений, принимаемых на политическом уровне. В условиях, когда правительство Никола Пашиняна практически сразу после своего прихода к власти стало дистанцироваться от Москвы, трудно представить ситуацию, при которой Кремль приложит максимум усилий для спасения явно недружественного режима. И, наконец, самое главное, боевые действия осенью 2020 года шли на международно признанной территории Азербайджана, на которую мандат ОДКБ не распространяется.
Если говорить о выходе Армении из ОДКБ, то «первый звонок» прозвучал еще в конце ноября прошлого года, когда на саммите этой организации в Ереване Пашинян отказался подписывать итоговую декларацию и проект оказания помощи Армении. Правительству Пашиняна не понравилось, что в декларации не содержалось однозначного осуждения Азербайджана. Другим спорным пунктом оказался вопрос о размещении миссии ОДКБ на условной армяно-азербайджанской границе. В итоге министр иностранных дел России Сергей Лавров заметил, что армянская сторона предпочла всё свое внимание уделить диалогу с Европейским союзом, а не достижению соглашения со своими азербайджанскими соседями.
Спустя два месяца, в январе 2024 года, Армения отказала ОДКБ в праве проведения учений на своей территории.
Наконец, уже совсем недавно в ОДКБ поступило заявление от Министерства иностранных дел Армении, что его страна отказывается от квоты заместителя генерального секретаря организации. Здесь стоит пояснить, что руководящие посты в данной организации занимают все представленные в ней страны в порядке ротации. Так, еще недавно Армения председательствовала в ОДКБ, а генсеком был представитель Беларуси Станислав Зась. Сейчас на посту председателя находится представитель Казахстана, которому полагаются заместители, одним из которых должен быть представитель Армении. Отказ от этой квоты заставляет ряд экспертов сделать предположение, что Ереван не собирается продлевать свое пребывание в данной организации.
Вполне очевидно, что выход Еревана из ОДКБ ухудшит отношения Армении с государствами, которые продолжат состоять в этой организации, без гарантии приобретения новых союзников. В этом плане перспективы Еревана выглядят вполне печально. Как отмечает военный обозреватель издания «Газета.ру» Михаил Ходаренок: «По своему географическому и геостратегическому положению республика после развала СССР представляет собой закоулок (а еще вернее — геополитический тупик), практически не имеющий никакой цены для всех возможных интересантов. Стоимость актива под названием Армения если и не равна в геополитическом плане нулю, то стремится к этому. Страна не имеет выхода к морю, зажата недружественными, на данный момент, соседями, не располагает железнодорожным сообщением с прилегающими государствами (а где заканчивается железная дорога, там заканчивается и война — точнее, ее просто невозможно вести)».
До сих пор Ереван был интересен Москве как площадка для российского военного присутствия в регионе и мост для военных и политических контактов с Ираном. Если Армения довершит свой поворот в сторону Запада, у Кремля нет никакого интереса спонсировать враждебный режим. Это означает прекращение поставок дешевого российского газа и электроэнергии, рост транспортных тарифов, что неизбежно скажется на и без того слабой армянской экономике. Не стоит забывать, что Армения лишится и поставок оружия из России. Небольшие партии вооружений из Франции и оружие из Индии, качество которого вызывает самые серьезные вопросы, не обеспечат безопасность Еревана, список противников которого только увеличится.
Наиболее пессимистично настроенные наблюдатели полагают, что в итоге под вопросом окажется сам армянский суверенитет. «С выходом Армении из ОДКБ возникнут серьезные риски для ее государственности. Речь будет идти о том, что Армения фактически лишит себя защиты своей территориальной целостности. Территориальные разбирательства между Азербайджаном и Арменией могут вырасти в разы, и к этому может подключиться Турция, и тогда Еревану будет сложно уповать на чью-то помощь. Запад не станет помогать в таком случае Армении», — отметил военный политолог Александр Перенджиев.
Обострятся проблемы Еревана и с Ираном. По мнению израильских наблюдателей, Армения сегодня является мостом, через который российское оружие и технологии поступают в Иран, а иранские вооружения распространяются союзникам Тегерана на Востоке — странам и организациям «Оси сопротивления». Если после выхода Армении из ОДКБ на ее территории появятся базы НАТО, то подобная ситуация станет неприемлемой для Исламской Республики.
Крайне сложно представить ситуацию, что Франция или другие страны Запада, вовлеченные в конфликт в Украине, смогут выделить на поддержку режима Пашиняна какие-то серьезные ресурсы. Более того, все потенциальные партнеры Еревана должны будут иметь в виду, что сближение с данной страной неизбежно приведет к осложнению отношений с Азербайджаном и Турцией.
Пока намерения Пашиняна покинуть ОДКБ вызывают и у Москвы, и у соседей Еревана сдержанную реакцию. Армения сегодня — это не та страна, на которую следует тратить средства, ресурсы или слова. Представитель МИД РФ Мария Захарова отметила: «Мне кажется, это не относится к истинным исконным и национальным интересам Армении. Я думаю и уверена, у меня есть просто такая информация. Это то, что приготовлено где-то в районе Брюсселя, вот эта вот, знаете, информационная похлебка, которой сейчас обильно пытаются накормить граждан Армении, придумывая какие-то небылицы про ОДКБ».
Впрочем, эксперты отмечают, что у правительства Никола Пашиняна есть и компромиссные решения. К примеру, речь идет о принятии статуса партнера ОДКБ. Александр Перенджиев пишет: «Данный статус был введен лет восемь назад, тогда предполагалось, что партнером ОДКБ станет Узбекистан, но Ташкент так и не принял статус партнера. Интерес к статусу партнера проявляет Китай, и Армения вполне могла бы воспользоваться этим путем. Если Ереван хочет устроить политическую акцию, то переход из членов в партнеры ОДКБ был бы неплохим вариантом».